ТЕКСТИЛЬ ПРОКЛАДЫВАЕТ ПУТЬ

Использование геотекстиля при строительстве лесной дороги в Сморгонском опытном лесхозе в 2004 году было настоящим экспериментом. Прошло 15 лет эксплуатации этой лесной магистрали, и можно сделать выводы, как нетканый синтетический материал помогает прокладывать путь к ресурсу. 

Каждый год сеть лесных дорог в системе Минлесхоза прирастает более чем на 100 км новых лесных артерий. В их строительстве применяются новые приемы и технологии, вместе с тем в лесхозах продолжают эксплуатировать дороги, которые были построены 10—20 лет назад. Одна из таких дорог есть в Трилесинском лесничестве Сморгонского опытного лесхоза. В 2004 году, когда началась стройка этого лесного пути, мало кто знал о существовании нетканого синтетического материала, который обеспечивает надежное эксплуатирование дорог на участках со слабым грунтом. Поэтому использование такой технологии укладки геотекстиля стало масштабной опытной работой как для УП «Белгипролес», так и для Сморгонского опытного лесхоза. 

— Протяженность дороги составляет 4,9 км, ширина — 4 м, она проходит через заказник местного значения, — рассказывает лесничий Трилесинского лесничества Игорь Андриевич. — Строительство дороги началось в 2004 году, а в эксплуатацию ее ввели в 2005-м. За 15 лет этот участок помог вывезти нам порядка 225 тыс. кубометров древесины и по сей день прекрасно выполняет свои функции. 

Конструкция земляного полотна, в строительстве которого используют геотекстиль, чаще всего представляет собой три слоя: естественный грунт, геотекстильный материал и песчано-гравийную смесь. Такая дорога оказывается более устойчивой благодаря перераспределению напряжения, которое возникает в грунтовом массиве и дорожной одежде при действии нагрузок от транспортных средств и собственного веса. Как показывает опыт эксплуатации в Трилесинском лесничестве, дорога долговечна. Кроме того, геосинтетические материалы предотвращают или замедляют процесс эрозии частиц грунта или других частиц на поверхности откоса. 

Они обеспечивают и фильтрацию — предотвращение процесса проникновения грунтовых частиц в дренажи или их выноса. Благодаря функции дренирования ускоряется отвод воды из слоев дорожной одежды и грунтовых массивов. Однако при использовании геотекстиля нужно помнить, что в отличие от грунта или камня этот материал требует особых условий хранения и бережного обращения, поскольку даже небольшое повреждение на поверхности может существенно ухудшить его эксплуатационные характеристики. 

Выпуском таких нетканых синтетических материалов для строительства дорог занимаются, например, в ОАО «СветлогорскХимволокно», ОАО «Могилевхимволокно», а также ОАО «Пинема» (Пинск). 

— Эта дорога сократила на 17 км расстояние для лесозаготовительной техники и позволила освоить большой объем лесфонда, путь к которому раньше был недоступен, — рассказывает лесничий. — Чтобы продлить срок службы дороги, и это касается всех лесных артерий, мы ежегодно проводим ее гредирование и подсыпку согласно плану ухода за лесными дорогами. 

Сейчас, по информации УП «Белгипролес», строительство дорог с использованием геотекстиля ведется в Климовичском и Пуховичском лесхозах на заболоченных участках со слабым грунтом. 

Татьяна БИНДА, Фото из архива "БЛГ"
БЛГ, № 41 (1323) 08 ОКТЯБРЯ 2020

Добавить комментарий