Двухвековая традиция. История лесного образования в Польше

Национальный день образования 14 октября, широко известный как День учителя, — прекрасная возможность вспомнить историю лесного просвещения на реке Висла. Оно имеет более чем 200-летние традиции и высоко ценится во всем мире.

Первые энциклопедические уроки леса в Европе прошли в 18 веке. Благодаря течениям Просвещения этот вид научных чтений быстро достиг Республики Польша . Однако настоящим началом польского образования считается 1816 год. В этом году была основана Специальная школа лесоводства, прямым наследником которой является факультет лесоводства Варшавского университета естественных наук. Это был первый в Польше и один из первых в мире лесной университет академического характера.

До восемнадцатого века ведение лесного хозяйства в мире наши современники называли бы «грабежом». Древесина заготавливалась в основном путем вырубки лесов с последующим использованием освободившихся земель для ведения сельского хозяйства. Подобный подход привел к резкому уменьшению площади лесов в Европе и  росту дефицита древесины. Для того, чтобы предотвратить исчезновение лесов и найти пути улучшения ситуации необходимы были комплексные и системные меры.

Однако были и приятные исключения. Обращает на себя внимание управление лесами Анджея Замойского (1716-1792) в поместье Замосць. Здесь. годичное использование леса ограничивалось лесными участками площадью 50-100 га, которые после вырубки и очистки «засевались сосной, дубом и буком» . Он оговорил, что следующая вырубка может быть проведена только после облесения предшествующей и приказывал охранять леснные молодняки от потрав. Позиция Замойского формировалась под влиянием новых философских и научных направлений. Среди идеалов Просвещения фигурировала и активная охрана природы.

К сожалению, вышеупомянутая специальная лесная школа просуществовала не долго. В 1831 году , после подавления ноябрьского восстания школа закрывается.  Однако потребность в обучении лесного персонала остается. Поэтому в 1840 году в Марымонте было основано Лесное отделение Института сельского хозяйства и лесного хозяйства, которое затем переехало в Пулавы.

В то время государственное управление лесами, в частности обеспечение их восстановления и защиты, было уже уже обычным делом. В то время были доступны занятия по лесному хозяйству, в т.ч. в университете во Львове, а в 1870-1877 годах в сельскохозяйственной академии  в Познани. Когда Польша обрела независимость, в стране было только два учебных заведения, готовящих к профессии лесника: Высшая лесная школа во Львове и Высшие лесные курсы в Варшаве.

Восстановление независимости Польшей (1918) и объединение земель, находившихся под властью трех захватчиков, означало наличие в стране трех таможенных, юридических, банковских, административных и лесных систем . Перед созданием в 1924 г. Государственного лесного хозяйства необходимо было предпринять действия, направленные на объединение знаний и уровня образования будущих сотрудников. Поэтому было чрезвычайно важно сразу же после восстановления независимости создать учреждения, занимающиеся образованием.

Уже в 1918 году было принято решение о создании высших лесных учебных заведений в трех центрах: в Варшаве, Познани и Львове. Это было воплощение одного из главных постулатов 1-го Национального конгресса лесоводов в Кракове в 1907 году. Несмотря на продолжающуюся польско-большевистскую войну, исследования были быстро организованы. Интересным примером была Варшава, где факультет лесного хозяйства был создан незадолго до восстановления независимости — 17 сентября 1918 года как факультет лесного хозяйства Королевско-Польской школы естественных наук, который сразу же вошел в формирующуюся систему высшего образование Второй Польской Республики.

Последующие годы принесли динамичное развитие многим лесным направлениям . Выпускники школ нашли работу в государственных лесах, которые даже во время Великой депрессии считались надежным работодателем. В межвоенный период были открыты также средние учебные заведения, например, Государственная школа лесоводов в Беловежской области, которая приступила к работе в сентябре 1929 года и стала образцом для зарождающегося среднего лесного образования.

Школа находилась в подчинении Министерства сельского хозяйства и государственных товаров, а непосредственный надзор за ней осуществляло Управление государственных лесов в Беловежской области. Это была одна из пяти низших (без диплома средней школы) лесных школ в Польше. Туда зачислялись студенты в возрасте 17–20 лет, прошедшие не менее одного года стажировки в государственных лесах. 

Учеба длилась почти год, затем ученика отправили на годичную послешкольную практику, и только по ее окончании он получил аттестат зрелости.

Один из выпускников — Виталис Кузьмич — так вспоминал период учебы: «Я ездил в Беловежскую лесную школу на велосипеде, а расстояние от Деречина было около 100 км. Я проехал через Зельву, Волковыск, Свислоч и Беловежскую пущу. Расписание дня было таким: в 6.00 друг Каплинский играл на трубе. Проснувшись, мы умывались, потом пошли в парк и, стоя парами лицом на восток, пели «Когда рассветает утром».

Потом прогулка по парку, в 8.30 завтрак, в 9.00 уроки , обед в 13:00, уроки с 14:00 до 16:00, затем выполнение домашних заданий, 19:00 — ужин и в 21:00 отбой. Никто не мог покинуть интернат. Часто организовывались поездки в лес, где мы собирали различных насекомых и травы для гербариев. Были также практические занятия в питомнике, в области межевания и лесопользования ».
Ucheba dlilas’ pochti god, zatem uchenika otpravili na godichnuyu posleshkol’nuyu praktiku, i tol’ko po yeye okonchanii on pol

Один из выпускников — Виталис Кузьмич — так вспоминал период учебы: «Я ехал в Беловежу на велосипеде, а расстояние от Деречина было около 100 км. Я проехал через Зельву, Волковыск, Свислоч и Беловежскую пущу. Расписание дня было таким: в 6.00 коллега Каплинский играл на трубе, мы встали, умылись, потом пошли в парк и, стоя парами лицом на восток, спели «Когда рассветает», потом прогулка по парку, в 8.30 завтрак, в 9.00 уроки , обед в 13:00, уроки с 14:00 до 16:00, затем выполнение домашних заданий, 19:00 — ужин и 21:00 перед сном. Никто не мог покинуть интернат. Часто устраивались поездки в лес, где мы собирали различных насекомых и травы для гербариев. Были также практические занятия в питомнике и в области межевания и лесопользования ».

Во время оккупации проводились секретные занятия по лесоводству, которыми руководил Теофил Лоркевич, глава Главного совета гражданского сопротивления лесников. Именно благодаря этому удалось быстро возродить лесное образование после войны, которое воспитывало уже следующие поколения сотрудников Государственного лесного хозяйства.

В 21 веке школьники и студенты по-прежнему с энтузиазмом продолжают образование в учебных заведениях лесного профиля.  Под эгидой Министерства окружающей среды действует 11 лесных школ, набирающих выпускников гимназии. Высшее лесное образование можно получить в Варшавском университете естественных наук, Лодзинском университете, Университете естественных наук в Люблине, Университете естественных наук в Познани, Сельскохозяйственном университете Хуго Коллонтая в Кракове и Варминско-Мазурском университете в Ольштыне.

Лесные школы охотно выбираются учениками и студентами благодаря интересной программе, охватывающей многие области обучения, в т.ч. биология, зоология, ботаника, а также экологическим тенденциям в обществе. Нынешняя моллдежь сформирует следующее поколение выдающихся ученых, связанных с лесным хозяйством.. Польша нашла достойных наследников почти 200-летних традиций, которыми могли бы гордиться просвещенные отцы польской лесной науки.

Петр Целей
lasy.gov.pl/pl, 2020/10/13

Похожие записи

Добавить комментарий