Четыре способа уменьшить воздействие лесного хозяйства на климат и сэкономить энергию

Использование возобновляемого дизельного топлива может сократить выбросы до 90 процентов. Использование электричества может также повысить энергоэффективность при заготовке древесины и сократить выбросы углекислого газа.

Наибольшие выбросы от хозяйственного ведения лесных хозяйств образуются при лесозаготовках и транспортировке на дальние расстояния. Эти выбросы могут быть сокращены за счет использования более эффективных технологий и топлива с низким уровнем выбросов, а также использования видов транспорта, которые экономят больше всего энергии, таких как поезда и баржи (сухогрузы).

Значимость выбросов в атмосферу от лесного хозяйства можно оценить с нескольких точек зрения. Ассоциация лесопильных предприятий Финляндии подсчитала, что, половина углеродного следа формируемого лесным хозяйством связана с лесозаготовками: валкой и раскряжевкой деревьев, обрезкой сучьев и транспортировкой на склад у лесной дороги.  16 процентов связано с транспортировкой древесины потребителям и только 34 процента — с деятельностью на лесопилке.

С другой стороны, изделия лесопилки сами по себе чрезвычайно безопасны для климата. По сравнению с выбросами от производства продукция лесопиления улавливает в 20 раз больше углерода.

Ниже перечислены четыре способа снижения нагрузки на окружающую среду и климат от лесного хозяйства.

1: Гибридный комбайн

При лесозаготовке деревья чаще всего спиливают, очищают от сучьев и кряжуют на сортименты харвестером. Сам по себе он очень энергоэффективен хотя бы потому, что может выполнять работу 20 вальщиков.

Тем не менее, энергоэффективность комбайнов можно повысить. JM Forest, работающая в Южной Остроботнии, является первой компанией в Финляндии, которая использует харвестер, работающий как на дизельном, так и на электрическом топливе. При необходимости это дает дополнительную мощность.

Дизельный двигатель гибридного комбайна Logset может работать с равномерной нагрузкой, что снижает потребление энергии. Часть энергии, обеспечиваемой дизельным двигателем, используется для зарядки суперконденсатора большой емкости, а дополнительная мощность, необходимая на мгновение для электродвигателя, получается за счет разряда конденсатора.

На сельскохозяйственной и лесной ярмарке Libramont в Бельгии в июле 2019 года Logset 8H GTE Hybrid был выбран лесной машиной года. Жюри высоко оценило инновационные технологии и экологичность, особенно в отношении выбросов углекислого газа и энергоэффективности. Фото: Logset

Согласно веб-страницам Logset, дизельный двигатель гибридного комбайна обеспечивает стабильную мощность в 300 лошадиных сил . Благодаря электродвигателю возможна мгновенная дополнительная мощность до 210 лошадиных сил.

По оценкам Logset, это может снизить выбросы углекислого газа на 15–30 процентов и потребление топлива на 25 процентов. Кроме того, уровень шума снизится на 5 процентов. Эксплуатационные расходы на комбайн снизятся на 10–30 процентов, что может привести к повышению производительности до 27 процентов.

В исследовании, проведенном научно-исследовательской компанией Metsäteho, сравнивается расход топлива гибридного харвестера Logset и обычного харвестера, работающего на дизельном топливе. Пекка Салоранта, менеджер по маркетингу и тестированию продуктов в Logset, говорит, что по его собственной оценке гибридная система более эффективная, чем традиционная..

Исследование было начато в прошлом году, но его замедлила пандемия Covid 19.

Большие лесовозы

Некоторое время большие грузовики ездили по финским дорогам благодаря специальным разрешениям от финского агентства транспорта и связи Traficom. Нормальный максимальный вес автопоезда составляет 76 метрических тонн, тогда как разрешения на этот эксперимент включали комбинации до 104 тонн . При перевозке грузов, такие тяжелые машины чаще всего следуют предписанным маршрутам и не могут от них откланяться.

Перевозка древесины большими лесовозами выгодна, поскольку позволяет снизить транспортные расходы. Снижается расход топлива на единицу груза на каждый пройденный километр, что в свою очередь снижает вредные выбросы. Количество машин на дорогах уменьшается, так как одинаковых по объему и весу груз можно перевезти меньшим количеством машин.

На дорогах будет меньше автомобилей, так как то же количество грузов можно перевезти меньшим количеством грузовиков.  Фотография: Stora Enso

Stora Enso и Университет Восточной Финляндии недавно сравнили расход топлива автомобилей весом 92 и 76 метрических тонн. Обе комбинации имели один и тот же тягач — Sisu Polar мощностью 625 л.с. За расходом топлива следили почти 18 месяцев — до ноября 2020 года. За это время 92-тонный автомобиль совершил почти тысячу поставок..

«На одну тонну перевезенную на километр 92-тонный автомобиль потреблял более чем на десять процентов меньше топлива, чем 76-тонный. Это важно, потому что на топливо уходит около 30% стоимости перевозки древесины », — говорит Калле Кярхя , руководитель производства Stora Enso.

Кярхя отмечает, что на расход топлива влияет множество других факторов: «В частности, большое влияние оказывает личный стиль водителя. Вот почему довольно часто водителей обучают выработке соответствующего стиля вождения ».

Stora Enso активно работает над определением энергоэффективности лесовозов. Следующее исследование, которое будет завершено Университетом Восточной Финляндии, посвящено потреблению энергии гибридным грузовиком, работающим на электричестве и дизельном топливе.

Stora Enso, на своем предприятии в Уймахарью, тестирует автономный грузовик  . Влияние автономной работы на расход топлива является одним из многих изучаемых аспектов, но результаты будут доступны только позже.

3: Электрический грузовик

Все основные производители грузовых автомобилей близки к созданию лесовозов, которые либо полностью электрические, либо работают как на электричестве, так и на дизельном топливе. На первых порах эти автомобили предназначены для перевозок в городах.

Однако идет разработка грузовых электромобилий, способных перевозить грузы на дальние расстояния. Например Scania, в сентябрьском выпуске журнала Metsätrans за 2019 год,  пообещала, что через несколько лет выпустит электрические грузовики, подходящие для дальних перевозок.

Они будут спроектированы таким образом, чтобы их можно было заряжать во время установленного водителем 45-минутного перерыва. Автомобили для грузоперевозок, уже представленные на рынке, могут проехать до 250 километров без подзарядки.

Volvo запланировала запуск своих первых электрических грузовиков на европейский рынок в конце этого года. Как сообщал журнал Metsätrans в ноябре 2020 года, в настоящее время проходят испытания тяжелые грузовики общим весом до 44 тонн. Автомобили, представленные на рынок в этом году, могут проехать до 300 километров без подзарядки.

Volvo обещает, что электромобили для перевозки тяжелых грузов на дальние расстояния будут запущены в течение этого десятилетия. Они будут работать на электричестве и водороде.

Volvo запланировала запуск своих первых электрических грузовиков на европейский рынок в конце этого года. 
Фотография: Volvo Trucks

4: Возобновляемое дизельное топливо

Компания Metsähallitus, управляющая государственными лесами в Финляндии, начала использовать возобновляемое дизельное топливо в своих лесных перевозках. Новое топливо может значительно снизить выбросы парниковых газов от транспорта дальнего следования. Первый лесовоз, работающий на возобновляемом дизельном топливе, начал работу в районе Остронотния-Каяани в апреле прошлого года.

Пока что возобновляемое дизельное топливо дороже ископаемого топлива, но ожидается, что с ростом спроса разница в ценах уменьшится. QTeam Systems Oy, которая управляет транспортировкой древесины для Metsähallitus, считает, что использование возобновляемого дизельного топлива будет увеличиваться.

В настоящее время проект увеличивает стоимость Metsähallitus. «Мы будем действовать постепенно, по мере накопления опыта. Мы действительно ожидаем, что в будущем возобновляемое дизельное топливо станет конкурентоспособным», — говорит Хейкки Кяэрияйнен , директор по поставкам древесины в Metsähallitus.

Кяэрияйнен считает, что самым большим препятствием для использования возобновляемых видов топлива является медленное расширение сети заправок. Паси Корхонен, управляющий директор QTeam Systems, считает, что сеть будет развиваться.

Metsähallitus также планирует использовать газ в своих транспортных средствах. Однако это решение не подходит для более тяжелых лесовозов максимальной массой 76 тонн. Metsähallitus приступит к разработке газового грузовика, как только найдет подходящего партнера. Автомобиль выйдет из эксплуатации не раньше зимы 2022 года.

ХАННЕС МЯНТЮРАНТА
forest.fi, 4.06.2021

Похожие записи

Добавить комментарий