ЭКСПОРТ ПЕЛЛЕТ:НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УП «БЕЛЛЕСЭКСПОРТ»

УП «БЕЛЛЕСЭКСПОРТ» приобрело первую партию вагонов для перевозки сыпучих грузов. Чем вызвана необходимость такой покупки? Как эти вагоны будут использоваться? На эти и другие вопросы корреспондент «БЛГ» попросил ответить заместителя директора предприятия Сергея МАТЮЛИНА.
— Начнем с того, что сегодня построить что-то или произвести товар — это не проблема. Проблема — продать, и по хорошей цене. Если анализировать рынок Беларуси с точки зрения
производителя, продавца, покупателя и перевозчика, то для нас слабым звеном является именно перевозка. Дело в том, что у нашего основного железнодорожного перевозчика парк зерновозов ограничен. Наступает сезон, когда они работают в основном на перевозке зерна. Как правило, это происходит с началом массовой уборки зерновых. В результате создается большая
проблема, поскольку мощности по производству пеллет растут, и больших складских запасов мы хранить не можем. К слову, у нас на складах единовременно хранится примерно 2,5 тыс.
тонн гранул, то есть примерно 2—3-дневный объем производства в отрасли. И мы его стараемся максимально быстро вывезти. Но инвентарным парком, который есть у Белорусской железной
дороги, эту задачу сложно выполнить. Руководство Минлесхоза неоднократно встречалось с руководством БелЖД и выяснило, что у них нет планов по дополнительной закупке зерновозов.
К тому же внутриреспубликанские перевозки зерна оптимизируются, и железная дорога не видит смысла дополнительно закупать такие вагоны. Минлесхоз не очень устраивала такая ситуация.
Поскольку мы являемся отраслевым оператором по реализации пеллет на экспорт, руководство Минлесхоза на итоговой коллегии поручило нам решить эту задачу.
— И как вы ее решали?
— Начали с анализа рынка железнодорожных перевозок. На данном рынке, кроме Белорусской железной дороги, есть и другие участники. Есть частные компании, у которых мы можем взять вагоны в аренду или под технический рейс. Есть, например, направления, где мы можем использовать только инвентарный парк Белорусской железной дороги, поскольку использование собственного парка там неэффективно с точки зрения оборачиваемости.
Далее мы разработали бизнес-план покупки вагонов, изучили рынок производителей, причем не только белорусских. В результате был заключен договор с Могилевским вагоностроительным заводом, и первые 13 вагонов они нам уже поставили.
А до конца года должны поставить еще 37. Приобретем 50 собственных вагонов и, конечно же, будем максимально задействовать частный парк и инвентарные вагоны БелЖД.
— А какой процент пеллет вы планируете перевозить собственными вагонами?
— Сегодня собственными и привлеченными у частных компаний вагонами перевозится 60 % произведенных нашими лесхозами пеллет, а 40 % — вагонами инвентарного парка Белорусской железной дороги.
— Словом, зависимость от наличия свободных вагонов для перевозки пеллет значительно снизилась…
— Да, сегодня мы можем это сказать. К данному результату мы шли почти полгода. Технология взаимодействия отработана и поставлена на рабочие рельсы.
— А какое основное направление перевозки этими вагонами?
— Для эффективного использования вагонов главное — не направление. Здесь важно, чтобы было как можно короче плечо вывозки и желательно наличие обратного попутного груза при
возвращении вагона в Беларусь. Например, мы поставляем нашими вагонами пеллеты в порт Литвы, а обратно партнер грузит свою продукцию для сельского хозяйства (корма для птицефабрик и свиноводческих комплексов, другие сыпучие грузы, которые могут перевозиться в вагонах-зерновозах). В Беларуси вагоны разгружаются и подаются лесхозу. Такой подход позволяет удешевить перевозки.
— И какие лесхозы воспользовались вашими вагонами?
— Мы их только-только получили, и на прошлой неделе они поступили под погрузку Мозырскому и Копыльскому опытным лесхозам (8 и 5 вагонов соответственно).
— А этот проект окупается?
— По нашим расчетам, да. Срок его окупаемости будет стандартным. Кроме того, использование собственных вагонов поможет поднять имидж предприятий Минлесхоза. Дело в том, что, пользуясь вагонами инвентарного парка БЖД и частного парка, предприятия часто получали рекламации по качеству продукции. Это происходило из-за того, что при поставке вагонов не всегда  осуществлялась обработка вагонов (чистка) после их использования для других грузов. После покупки зерновозов наши возможности при реализации топливных гранул расширяются: мы можем доставить топливные гранулы едва ли не до дверей покупателя. И Минлесхоз, как участник рынка, становится более надежным, добросовестным и стабильным поставщиком, представляя серьезный имиджевый продукт. А данные качества очень ценятся на любом из рынков.
— Сергей Анатольевич, если собственный парк вагонов сулит определенные преимущества на рынке, то возникает вполне закономерный вопрос. Помимо зерновозов, вы не планируете закупку других видов вагонов, например для перевозки пиломатериалов?
— Сегодня таких планов нет. Но дело в том, что в ХХI веке самым универсальным транспортом и способом перевозки станет контейнер. И мы продвигаем такую философию лесхозам, чтобы они научились максимально быстро и качественно грузить свою продукцию. И именно контейнерами! Если ты можешь произвести качественную продукцию и погрузить ее в контейнер, то для тебя открыт весь мир. Это универсальное средство, которым можно доставить товар в любую точку земного шара — будь то США, Австралия, Китай. По контейнерным перевозкам у нас есть генеральный партнер, который предлагает нам конкурентоспособную цену и всегда может предоставить необходимое количество контейнеров.

Беседовал Александр ЦЫБУЛЬСКИЙ
БЛГ, № 30 (1364) 29 ИЮЛЯ 2021

Похожие записи

Добавить комментарий