Как исследователи деревьев обнаруживают подделки известных музыкальных инструментов

На фото: Паоло Керубини — исследователь колец деревьев в Швейцарском федеральном институте исследований лесов, снега и ландшафта WSL. (Фотография Маллауна)

Настоящий Страдивари или нет? Ответ на этот вопрос может существенно повлиять на стоимость инструмента. Дендрохронологи, такие как Паоло Керубини из Швейцарского федерального института исследований лесов, снега и ландшафта (WSL), помогают раскрыть правду. В академическом журнале Science он описывает, как они это делают.

Как ты увлекся музыкальными инструментами?
Много лет назад меня попросили дать показания в качестве эксперта по судебному делу, посвященному возрасту ценного альта, предположительно сделанного Гаспаро да Сало в 16 веке. Скрипач купил его более чем за 200 000 евро, но затем начал сомневаться в его подлинности, и поэтому проверил инструмент в двух лабораториях, специализирующихся на определении возраста объектов путем анализа годичных колец деревьев. Обе пришли к выводу, что древесина, из которой изготовлен альт, датируется 17 веком. Поскольку Гаспаро умер в 1609 году, это означало, что альт был произведен после его смерти, что снизило его стоимость примерно до одной десятой от того, что было бы в противном случае. В то время адвокат потерпевшего попросил меня выступить в качестве эксперта и объяснить суду методику. Так я попал в дендрохронологическое датирование музыкальных инструментов.

Как работает метод?
Анализируются годичные кольца дерева, из которого изготовлен струнный инструмент. Это делается путем измерения их ширины либо на самом приборе, либо с помощью фотографий. Лучше всего это делать на верхней части инструмента. Вы также можете исследовать древесину на компьютерном томографе или МРТ-сканере или анализировать изображения с помощью компьютерных программ.

Что произойдет дальше?
Затем последовательность колец на приборе сравнивается с ранее датированными сериями колец деревьев. Важно, чтобы деревья происходили из того же региона, что и древесина, из которой сделан инструмент. Другая возможность — сравнить его с инструментами, производители которых доподлинно известны. Другими словами, вам всегда нужна справочная серия датированных древесных колец.

Скрипка в лаборатории «Годовое кольцо». (Фотография Готтардо Песталоцци)

Итак, знаем ли мы, откуда ведущие скрипичные мастера берут древесину?
Вот вы и нашли слабое место в методологии. Во многих случаях все, что нам нужно, — это легенды, сказки и мифы. В лесу Паневеджио в Италии, например, люди говорят, что Антонио Страдивари лично отбирал древесину для своих инструментов в долине Фьемме, слушая шум, производимый срубленными деревьями, когда они спускались с горы — историю, которую я впервые услышал, когда делал исследования для моей кандидатской диссертации. Однако это не подтверждено документально. Было бы интересно исследовать это в архивах, например, ища счета за древесину, поставляемую производителям инструментов — но этого еще никто не делал.

Что будет, если вы не знаете, откуда взялась древесина?
Существуют общедоступные базы данных, содержащие серии годичных колец, например, Международная база данных колец деревьев, находящаяся в ведении Национального управления океанических и атмосферных исследований США (NOAA) в Колорадо. Но не многие хронологии восходят на 500 лет назад и происходят из нужных областей. Нам нужны новые общедоступные хронологии, составленные, например, из живых деревьев и деревянных балок, составляющих часть старых домов. Тем не менее исследователям удалось определить происхождение древесины, из которой изготовлены инструменты. Например, было обнаружено, что многие старые скрипичные мастера из северной Италии использовали древесину из долины Фьемме.

Можно ли таким способом датировать все деревянные инструменты?
Нет, потому что колец должно быть достаточно. Вам понадобится не менее 50, 60 или 70 колец, чтобы можно было дать статистически надежную оценку возраста инструмента. В результате это легче сделать с контрабасом, чем с виолончелью, и с виолончелью, чем с альтом, и так далее. На передней или задней части скрипки обычно достаточно колец для этой цели, но для деревянных инструментов, которые слишком малы, это невозможно.

Насколько точен этот расчет возраста?
Можно определить год, в котором было сформировано последнее кольцо дерева, которое вы видите на инструменте. Его определяют как terminus post quem (латинское слово «предел, после которого»), который указывает на то, что инструмент не мог быть изготовлен до этого времени. Так что, должно быть, это было после этого, но невозможно точно сказать, когда, поскольку древесина могла храниться годами, или части древесины, использованные для изготовления инструмента, могли иметь более свежие годичные кольца деревьев, но были выброшены во время изготовления.. Иногда скрипичные мастера повторно использовали очень старую древесину. Тем не менее, ясно одно: если Гаспаро да Сало занимался своим ремеслом в 16 веке, а дерево все еще росло в 17 веке, его древесина не могла быть использована для изготовления скрипки Гаспаро да Сало.

Были ли выявлены таким образом другие подделки?
Да. Питер Кляйн (из Гамбурга), например, который помогал усовершенствовать этот метод на первых порах, выявил ряд инструментов, которые были приписаны не тем производителям скрипок. Это не означает, что они обязательно были подделками, потому что в 18 веке многие скрипичные мастера пытались имитировать инструменты Страдивари, чтобы соответствовать их тональности. В настоящее время это может вызвать путаницу, потому что инструменты выглядят так, как будто они были сделаны Страдивари, а на самом деле это не так.

Зачем нужен этот вид исследований?
Это единственный метод, который не требует уничтожения хотя бы крошечной части инструмента, но при этом показывает ключевую дату в виде конечной записи . Было бы интересно, например, искать генетический материал в древесине инструментов и таким образом получать информацию о происхождении древесины. Однако такие анализы требуют стружки, а Страдивари никому не хочется царапать. Иногда такие фрагменты выпадают во время реставрационных работ, и это, пожалуй, одна из возможностей.


Паоло Керубини изучает дендрохронологическое датирование древесины в Швейцарском федеральном исследовательском институте WSL. В академическом журнале Science он описывает, как его область исследований связана с работой ведущих скрипичных мастеров XVI века.

Стефани Кусма
wsl.ch, 24.9.2021

Похожие записи

Добавить комментарий