Резолюция Третьего Всеукраинского лесопромышленного форума

29 сентября 2021 г. в Кеве прошел Третий Всеукраинский лесопромышленный форум, в котором приняли участие представители власти, деревообрабатывающего бизнеса, ученые и другие заинтересованные стороны.

Форум проходил на фоне возросшего дефицита пиловочного сырья на лесном рынке Украины, конкуренции среди потребителей необработанной древесины и нереально высоких цен реализации круглых лесоматериалов. Это привело к тому, что многие деревообрабатывающие предприятия вынуждены были сократить объемы своего производства на 60-70% или вообще остановить из-за отсутствия сырья.

В то же время мировой рынок пиломатериалов достиг точки насыщения, что привело к сокращению спроса и значительному снижению цен на мировом рынке. В этих условиях цены на необработанную древесину в Украине хоть и снизились, но незначительно из-за не уменьшающегося дефицита круглых лесоматериалов.

Указанные проблемные вопросы и обсуждались в ходе Третьего лесопромышленного форума, как впрочем и предыдущих.

В ходе прошедших дискуссий назывались различные причины возникшей ситуации на лесном рынке древесины:

  1. Разные условия обеспечения пиловочником участников лесного рынка по объемам и ценам.
  2. Несовершенные правила торговли необработанной древесиной.
  3. Неэффективное использование лесных ресурсов Украины, отсутствие приоритетов развития лесопромышленного комплекса.
  4. Отсутствие надлежащего контроля и ответственности за выполнением своих обязательств участниками рынка.
  5. Баланс заготовки древесины в Украине до широкой общественности не доводится, а без него невозможно какое-либо планирование развития лесопромышленного комплекса.
  6. Отмена моратория на экспорт круглых лесоматериалов в условиях каких-либо гарантий обеспечения древесиной отечественного производителя, что может привести к коллапсу деревообрабатывающей отрасли Украины.

В качестве панацеи от перечисленных бед рассматривается новый проект Закона Украины № 4197-д от 10 сентября 2021 г., который также активно обсуждался в ходе Форума.

По результатам обсуждений была принята Резолюция, текст которой приводится ниже.

Резолюция Третьего Всеукраинского лесопромышленного форума

Участники Форума — представители деревообрабатывающего бизнеса, лесного хозяйства и власти, ученые и другие заинтересованные стороны, осознавая ответственность за сохранение и увеличение объемов лесных ресурсов и необходимость поиска действенных путей роста экономики Украины, в частности ее лесного сектора, а также с учетом современных экономических вызовов и важных позиций в резолюциях, принятых на Первом (Киев, 30 сентября 2020 года) и Втором (Львов, 20 мая 2021) Всеукраинских лесопромышленных форумах, приняли следующие основные предложения и рекомендации:

  1. Отмена моратория на экспорт лесоматериалов необработанных в любой способ без принятия соответствующих законодательных документов и подзаконных актов, которые будут способствовать эффективному развитию различных отраслей лесного сектора Украины, является неприемлемым. В этих законодательных документах и ​​подзаконных актах необходимо обеспечить правовые механизмы, которые не будут противоречить международным обязательствам Украины.
  2. Просим Верховную Раду Украины безотлагательно принять в первом чтении Проект Закона Украины «О рынке древесины» (4197-д от 10 сентября 2021), в котором учтены отдельные принципиальные позиции представителей деревообрабатывающего бизнеса, принятые участниками Первого и Второго Всеукраинских лесопромышленных форумов, в частности по внедрению принципа оферты при торговле древесиной. Ко второму чтению необходимо внести правки с учетом замечаний и предложений, поскольку отдельные положения этого законопроекту в определенных случаях содержат противоречивые позиции или являются ложными, в частности о продаже лесоматериалов и изделий из древесины, продажи на условиях оферты, декларирование операций с древесной сырьем, гарантий постоянства международного обращения лесоматериалов необработанных, и требуют консультаций с участниками рынка древесины (представителями деревообрабатывающего бизнеса, лесного хозяйства, товарных бирж и учеными).
  3. Направить в Верховную Раду Украины замечания и дополнения к проекту Закона Украины «О рынке древесины» (4197-д от 10 сентября 2021) для учета принципиальных позиций, а также предложений и рекомендаций, сформированных после проведения Третьего Всеукраинского лесопромышленного форума:— объем продаж древесины на условиях оферты должен составлять на первом этапе (в течение двух лет) не менее 50 (пятидесяти) процентов от объема древесины, приобретенного субъектом переработки древесины за предыдущие 12 месяцев, с постепенным увеличением до 80 (восьмидесяти) процентов в течение следующих трех лет. Эффективность такого подхода свидетельствует правильность действий Сейма и правительства Польши, в которой до 2020 года объем продаж древесины на условиях оферты составлял 70 (семьдесят) процентов, а с 2020 года — 80 (восемьдесят) процентов: это позволило Польше по официальной статистике стать третьим в мире экспортером мебельных изделий;

    цены на лесоматериалы необработанные (древесину), предлагаемых к приобретению на условиях оферты, должны формироваться с учетом международных индексов рыночных цен;

    — внедрение штрафных санкций (30% стоимости лота) за невыполнение договорных обязательств для первого случая, а в случае повторения таких недобросовестных действий: для покупателя — недопущение к электронным аукционов (биржевых торгов) в течение квартала (года) всех субъектов хозяйствования, в которых конечным бенефициаром или учредителем является лицо, причастное к невыполнению договорных обязательств, а также связанные с ней лица, а для организатора (лесопользователя) — внедрение штрафных санкций (50% стоимости лота), кроме случаев, связанных с форс мажорные обстоятельствами;

    осуществить постепенное отделение деревообрабатывающих подразделений предприятий постоянных лесопользователей государственной формы собственности от существующего предприятия путем образования нового юридического лица до 1 января 2025 года, зафиксировав максимальный объем собственной переработки лесоматериалов необработанных на уровне 2021: в 2023 году обеспечить обособление подразделений суммарной мощностью 25% от максимального объема переработки предыдущего года; в 2024 году — 50% от максимального объема переработки предыдущего года;

    — термины и определения в новом Проект Закона Украины «О рынке древесины» (4197-д от 10 сентября 2021) привести в соответствие со стандартами и техническими условиями Украины, гармонизированных с европейскими нормативно-техническими документами;

    обеспечить принятие Регламента ЕС 995/2010 «О обязательства операторов, которые размещают лесоматериалы и продукцию из древесины на рынке» от 20 октября 2020 для упрощения таможенных операций с ЕС, согласованности требований по обеспечению торговли продукцией из древесины, содействия торговле законной и постоянной лесной продукцией и в соответствии со ст. 294 Соглашения об ассоциации Украины и Европейского Союза.

  4. Подтверждаем целесообразность создания при Кабинете Министров Украины Совета лесного сектора для обеспечения возможности принятия системных решений в лесном секторе Украины. Учитывая длительный процесс законодательного урегулирования положения о Совете лесного сектора и его создание, рекомендуем временно функции Совета лесного сектора положить на организаторов Всеукраинского лесопромышленного форума.
  5. Организаторы Форума готовы присоединиться к разработке подзаконных актов к проекту Закона Украины «О рынке древесины» (порядка продажи древесины, Порядка декларирования операций с древесиной, Порядка экспорта отдельных изделий из древесины и других нормативно-правовых актов, в том числе и тех, которые будут способствовать улучшению внешне экономической деятельности предприятий лесного сектора, предусмотренных этим проектом Закона), разработка которых возложено на Кабинет Министров Украины.
  6. Рекомендовать министерствам (Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Украины, Министерству по вопросам стратегических отраслей промышленности Украины, Министерству экономики Украины) разработать региональные и национальные программы для стимулирования развития лесного сектора (например программа поддержки деревянного домостроения, развитие региональных экономик на основе базовых принципов функционирование «смарт специализаций») с возможностью привлечения грантовых средств. Организаторы Форума готовы присоединиться к разработке этих национальных и региональных программ.
  7. Государственному агентству лесных ресурсов Украины пересмотреть целесообразность применения редукционов, как содержащих коррупционные риски.
  8. Рекомендовать министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Украины подать в Верховную Раду Украины разработан проект Закона Украины о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в части отказа от рентной платы с земельным налогом и перехода к единому дифференцированного налога по таксационных характеристику лесов и использованием лесных земель.
  9. Для повышения эффективности использования лесных ресурсов и увеличение ВВП Украины, органам исполнительной власти необходимо разработать действенные меры, которые будут стимулировать деревообработчиков к внедрению процессов глубокой переработки древесины. Маркетинговую поддержку продвижению продукции из древесины на новые рынки сбыта целесообразно обеспечивать использованием в Украине лесной сертификации PEFC. Торговые марки PEFC — крупнейшей в мире системы лесной сертификации — будут международной гарантией, что продукция из древесины происходит из лесов с устойчивым лесоуправления.
  10. С целью отстаивания интересов представителей деревообрабатывающей отрасли на национальном уровне остается актуальным создание Всеукраинской ассоциации деревообработчиков. К созданию Всеукраинской ассоциации деревообработчиков возложить исполнение его функций на ОО «Ассоциация деревообработчиков и лесозаготовителей Львовщины».

По поручению участников Форума и рабочей группы 

Николай Когут

Николай Когут
Открытый лес

Похожие записи

Добавить комментарий