Официальное заявление УЭБ по поводу распространения недостоверной информации об организации торговли древесиной

Реформа биржевой торговли, введенная в Украине с 1 июля 2021 г., вызвала существенное сопротивление со стороны лиц, заинтересованных в сохранении непрозрачных механизмов работы рынков. В частности, это касается функционирования рынка необработанной древесины, неотъемлемой частью которого были коррупционные схемы и преобладание частных интересов над интересами государства.

Теневой рынок древесины составлял от 40 до 50%, что приводило к недополучению государственным бюджетом миллиардов гривен. Оценить масштаб утрат можно сравнив доходы государственных лесных хозяйств до внедрения устройств прозрачной биржевой торговли и после запуска реформы.

Так, по данным Гослесагентства, в период июля-ноября 2021 года (после введения реформы) доходы государственных производителей необработанной древесины выросли на 3,6 млрд. грн. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (до введения реформы) и составляют 8,3 млрд. грн.

Внедрение равных условий для всех участников рынка позволило открыть доступ к ресурсу новым компаниям, обеспечило рост конкуренции и как следствие оздоровление и развитие рынка, что положительно отражается как на результатах работы государственных лесных хозяйств, так и открывает новые перспективы развития деревообрабатывающей промышленности и смежных отраслей.

В то же время любая реформа, которая ликвидирует возможности для развития коррупционных схем и обогащения третьих лиц за счет государства, встречает существенное сопротивление со стороны бывших выгодоприобретателей непрозрачной работы рынка.

Учитывая, что в последнее время в СМИ появляется значительное количество публикаций по новой модели реализации необработанной древесины через биржевые торги, ООО «Украинская энергетическая биржа» (далее – УЭБ) публикует официальное заявление, которое заключается в следующем.

  1. Статьи, которые распространяются в СМИ и называют новую прозрачную модель реализации необработанной древесины попыткой монополизации рынка, УЭБ расценивает как заказные и распространяемые с целью дискредитации биржевой торговли. Конечная цель таких действий — возврат возможностей реализации древесины непрозрачными коррупционными методами в интересах отдельных преступных групп и против экономических и экологических интересов государства.
  2. Реализованная в июле этого года реформа организованного товарного рынка среди прочего была нацелена на сокращение количества бирж, превышающее 600 организаций. Подавляющая часть из них создавалась под отдельные коррупционные соглашения и в интересах отдельных участников рынка, и не имела ничего общего с деятельностью организованной биржевой торговли в понимании европейского регулирования. Соответственно, результатом реформирования биржевого рынка Украины должна стать деятельность только тех субъектов, которые отвечают стандартам регулирования на уровне, которые применяются к деятельности фондового рынка и отвечают европейским стандартам работы рынков капиталов и организованных товарных рынков. Деятельность лицензируемого организованного товарного рынка осуществляется под надзором и регулированием НКЦБФР с соответствующей отчетностью лицензиатов. Конечная цель реформы – обеспечение централизованного клиринга и выполнение стандартизированных биржевых соглашений лицензированными биржами, что будет достигнуто в рамках начатых НКЦБФР проектов.
  3. Реформа рынка необработанной древесины нацелена на централизацию товарооборота на организаторах торговли, перечень которых известен, а порядок работы – контролируемым государством. Именно биржи обеспечивают продажу древесины по рыночным ценам, не разрешая продажу государственного ресурса по заниженным ценам в пользу отдельных частных структур и с ограничением доступа для других покупателей, что имело место по предыдущей модели. Очевидно, компании и организаторы торгов, потерявшие «отработанные схемы» заработка коррупционным путем и хищение национального стратегического ресурса, сопротивляются реформе, которая идет вразрез с их интересами. В частности, это проявляется в распространении дезинформации о деятельности УЭБ и биржевых площадок в целом. Подобные заявления мы расцениваем как клевету, что может влечь за собой имиджевые потери компании. Соответственно мы оставляем за собой право применения правовых мер по защите репутации, предусмотренных действующим законодательством Украины.
  4. Относительно упреков в использовании УЭБ программного обеспечения государственного предприятия «ЛИАЦ» и привлечении к работе агентов, сообщаем, что УЭБ располагает техническими, организационными и технологическими средствами для самостоятельной организации торговли. Партнерский механизм сознательно был избран УЭБ, поскольку УЭБ стала первой лицензированной биржей после запуска реформы биржевого рынка. Вместе с тем, существовал ряд добросовестных организаторов торгов необработанной древесиной, готовых выполнять новые правила реализации древесины. И именно в целях недопущения монополизации рынка, УЭБ было предложено партнерское взаимодействие для других организаторов торгов. Эта система аналогична модели сотрудничества прозрачно с аккредитованными площадками. В то же время мы постоянно следим за соблюдением высочайших стандартов работы агентами и прекращаем сотрудничество с компаниями, не отвечающими требованиям. Так, от партнерской программы УЭБ уже были отключены две недобросовестные компании.
  5. УЭБ в очередной раз отмечает, что лицензию на проведение профессиональной деятельности на организованных товарных рынках имеет возможность получить любое заинтересованное предприятие, что соглашается работать в соответствии с требованиями действующего законодательства и под государственным надзором. НКЦБФР официально лицензировано 3 биржи, которые отвечают техническим и правовым требованиям по организации биржевой торговли.

Отметим, что Украинская энергетическая биржа работает добросовестно и добросовестно, в полном соответствии с законодательством Украины. Наша работа призвана обеспечить пользу и качественный сервис для участников рынка и развитие государства. Только в 3 кв. В 2021 году УЭБ было уплачено 29 млн. грн налогов в государственный бюджет, а вся финансовая отчетность компании проверена международной аудиторской компанией. 

Пресс-центр
УЭБ

Похожие записи