Голландская торговля древесиной

Рис.: Деревянный плот на Рейне близ Бонна. Цветная гравюра на меди Дж. Э. Граве по шаблону Дж. Бултуиса, 1796 г. (Siebengebirgsmuseum/Heimatverein Siebengebirge e.V.).

Давно забытая сегодня торговля древесиной с Нидерландами когда-то была важной частью лесного хозяйства Германии. В течение долгого времени спрос был настолько значительным , что термин «голландец» еще долго использовался для обозначения прочной древесины, уже после того как её поставки в Голландию были прекращены.

Рис. 1: «Голландские бревна» были элитным экспортным товаром, заготавливаемым на низкогорных хребтах южной Германии. Клеменс Бенц (слева) и Юрген Дюрр заготавливают пихту для экспорта в Нидерланды в Бад-Херренальбе. Её высота равнялась 45 м, а объем — почти 20 м³ (Фото: Районное управление Калу).

«Голландцем» называли величавую пихту или ель, которая из-за своих необычайно крупных размеров — до 30 м в длину 40 см в толщину на тонком конце — экспортировалась в Нидерланды по рекам, — Неккар, Майн, Мозель и Рейн.  Целеустремленная Голландия с ее корабельной и городской архитектурой, а также торговыми связями по всему миру была крупнейшим производственным регионом в Европе в 17 и 18 веках и требовала столь огромного количества сырья, которое сегодня трудно себе представить.

С 17 по 19 века термин «голландский лес» был неотъемлемой частью лесного языка в Германии (рис. 1). Это означало, что древесина экспортировалась через Рейн в Нидерланды. В то время Голландия и Англия нуждались в огромном количестве древесины для расширения своего торгового и военного флота, а также для строительства гидротехнических сооружений и городов. Спрос удовлетворяли поставки из Швейцарии, Шварцвальда, а также низкогорных хребтов водосбора Майна и его притоков в Баварии и Франконии: : прежде всего из Франконского леса, Бамбергского большого болотного леса и Шпессарта.

Голландия – экономический двигатель Европы

Голландия — страна почти без лесов и без собственного сырья. Он не имеет вспомогательной энергии и, следовательно, не может использовать гидроэлектроэнергию с классическими мельницами. Нет леса, нет сырья, нет гидроэнергетики: отсутствуют три важные предпосылки, которые были необходимы для экономического бума в средние века, например, в Верхнем Пфальце, где древесина, минеральные ресурсы и гидроэнергетика сделали регион экономически процветающим.

Однако транспортные пути в Голландию по морю и Рейну очень благоприятны. С ростом судоходства в 16 веке открылись рынки по всему миру, и через Рейн стало легко добраться до важного рынка сырья и сбыта в Центральной Европе. Поскольку на побережье дуют надежные ветры, недостаток гидроэнергии можно было компенсировать с помощью технологии ветряных мельниц, получившей дальнейшее развитие в Голландии.

Сырье на входе, ценные товары на выходе

Со времен средневековья Голландия в больших количествах импортировала шерсть из Англии и ткала ее на механизированных ткацких станках в своих городах, получая шерстяные ткани, которые продавались по всей Европе. В 16-м и 17-м веках Голландия постепенно превратилась в самый важный производственный регион и стала самым важным торговым центром в Европе.

В районе торгового бума на Нижнем Рейне торговали вином из Средиземноморья, шкурами из России и древесиной из Скандинавии и Прибалтики. Поскольку в обращении было много денег, в этом богатейшем регионе Европы процветало искусство. Об этом свидетельствуют большие и продуктивные живописные мастерские Рембрандта и Рубенса.

Когда из-за падения Константинополя (1453 г.) и постоянных споров с османами товары перестали поставляться на запад по Шелковому пути, итальянские города-государства потеряли свою монополию на торговлю азиатскими товарами, которые они ранее импортировали из Леванта. Только когда португальцы обогнули Африку и нашли путь в Индию (Васко да Гама, 1498 г.), а испанцы (Христоф Колумб, 1492 г.) открыли Америку, для Европы открылся глобальный склад сырья и не менее крупный рынок сбыта. Таким образом, морские торговые пути приобретали все большее значение в 16 веке. Страны на краю Европы, имеющие прямой выход к Атлантике, теперь получили преимущество. Они создали торговые компании для торговли с Ост-Индией. Голландская Ост-Индская компания, основанная в 1602 году, имеет филиалы на всех континентах, которые торгуют товарами и сырьем со всего мира: Новый Амстердам (сегодня: Нью-Йорк), Суринам, Ява, Южная Африка.

Строительство портов и судостроение

Около 1660 года в Европе было около 20 000 торговых судов, 16 000 из которых принадлежали только голландцам! Они строят для себя, но экспорт в развивающуюся Англию также процветает (рис. 2). Около 4000 150-летних дубов используются для строительства парусного корабля. Военный корабль со 100 орудиями требует 5000 дубов. Уже в в 1800 году 5000 стволов дуба из Шпессарта были доставлены в Голландию на плотах Франконского леса и использованы для строительства английского военного корабля.

Рис. 2: Деревянная верфь около 1840 г. (Фото: Немецкий музей, Мюнхен, архив, BN33542)

Большое количество древесины было необходимо не только для строительства верфей и судостроения. Забивные сваи были необходимы в строительстве гидротехнических сооружения в портах и ​​на каналах. Сваи, длина которых должна была быть не менее 11 м, применялись также для укрепления фундаментов зданий при их строительстве на илистом грунте. Целые районы Амстердама и других голландских городов построены на многих миллионах деревянных бревен, которые были сюда доставлены сплавными путями. Много дерева шло на постройку домов, отопление и разные ремесла. Длинные балки необходимы для ветряков с длиной лопастей до 9 м. Сосны из Hauptsmoorwald имели мало сучков, почти не деформировались и особенно хорошо подходили для изготовления лопастей для голландских ветряных мельниц.

Ветряные мельницы

В Голландии нет градиента, поэтому нельзя строить водяные мельницы с прудами для хранения и получения энергии. Но зато здесь бывают устойчивые ветры. Основная технология, вероятно, попала в Голландию через испанцев, унаследовавших Нидерланды и знавших мавританскую технологию ветряных мельниц (рис. 3). Видимо с их помощью в Голландии была построена первая ветряная мельница «Molendinum venti».

Рис. 3: Ветряные мельницы были поставщиком энергии № 1 в Голландии. Именно они позволяли строить корабли в Голландии намного быстрее, чем где-либо еще. Однако для постройки ветряных мельниц также используется древесина. . Стволы сосны из Бамбергского Hauptsmoorwald /Болшого болотного леса/ были особенно популярны для изготовления длинных лопастей ветряных мельниц (Фото: PantherMedia/swisshippo (YAYMicro)).

Поскольку население Голландии постоянно росло, постоянно увеличивалась потребность в земле, которую можно было получить только за счет дренажа. Для этого были нужны насосы. Энергия для них поступала от ветряных мельниц, которые приводили в действие насосы, осушающие и сохраняющие сухими землю за дамбами. Примерно с 1600 года ветряные мельницы начали использовать при распиловке древесины для кораблей. Именно поэтому голландцы могди за четыре месяца построить корабль на изготовление которого у англичан уходил целый год. В результате в Голландию сыплются заказы на судостроение для третьих стран. Русский царь Петр Великий учился в Голландии и считал её центром развития технологий в Европе. Альберт Лорцинг увековечил его оценку в опере «Царь и Циммерманн».

Организация закупок

Голландия, где почти не было и нет леса, полностью зависела от древесины как сырья. Единственным его источником и двигателем экономики в целом была торговля. Для того, чтобы иметь возможность добраться до торговых портов по всему миру нужно было строить корабли. Торговый флот и количество сопровождающих его военных кораблей неуклонно увеличивались. Новые корабли, а также ремонт старых пожирали большое количество древесины. Ближайшие большие массивы леса существовали в отдаленных от больших городов низкогорных хребтах Германии. Голландия была связана с ними через Рейн. Древесина поступала в Нидерланды со всех уголков рейнского водораздела. Особенно большое количество плотов прибыло из Шварцвальда (через Мург, Энс и Неккар), Франконского леса (через Родах и Майн) и швейцарских гор (через Ааре и Рейн).

До изобретения железной дороги в 19 веке водный транспорт был единственным техническим способом перевозки крупногабаритной древесины на большие расстояния. Но голландцы также покупали много древесины в Балтийском регионе и ввозили ее на кораблях. Например, из Восточной Пруссии в Голландию с XVI века везли дуб и полуфабрикаты из древесины (доски, брус). Даже сегодня Балтийский регион играет важную роль в поставках древесины в Великобританию и Нидерланды.

Рис. 4: Строительство плота. В месте сбора древесины стволы деревьяв связывались вдруг с другом, образуя плоты (рисунок: W. Hasemann, Mein Heimatland 13 (1926) p. 109–119)

Много чего происходит на плотах

Голландия была «рынком сбыта» древесины в Европе. Во Франконском лесу были выпрямлены притоки, чтобы по ним можно было сплавлять бревна. Были основаны компании по торговле древесиной, такие как Murgschifferschaft, гильдия стропил в Пфорцхайме или компания по торговле древесиной Calwer в Шварцвальде. Голландская торговля древесиной была организована на национальном уровне. Агенты формировали партии товара, размещаемые на плотах (рис. 4).. На Рейне хвойные плоты в длину достигали 200 метров. На них перевозили доски, жерди, брусья и другие грузы. Они также использовались для перевозки людей, и на них часто строили грубые хижины (рис. 5 и 6). По пути в Нидерланды плоты перевязывали несколько раз.

Альбрехт Дюрер путешествовал в Нидерланды на плоту из Бамберга на Майне и Рейне в 1520 году и отмечался на многочисленных таможнях. Следует отметить, что в 16-м и 17-м веках торговля тисовой древесиной, поставлявшейся из Нюрнберга по всей Европе, использовала плоты для перевозки на дальние расстояния. Древесина тиса применялась для изготовления луков и арбалетов и, следовательно, была важным сырьем, которое производили в Альпах и переправляли на плотах через Рейн в Голландию, а оттуда на кораблях в Англию.

Рис. 5: Голландские плоты, длина некоторых из которых превышала 300 м, напоминали плавучие деревянные острова, на борту которых находилось до 500 человек. Изготовление модели: Якоб Зигер, 1985 г. (Фото: Музей Зибенгебирге).

Кривой дуб особо ценился

На плотах, которые предоставляли ценное транспортное пространство, в качестве балласта перевозилось почти столько же древесины дуба, сколько древесины ели и пихты использовалось в качестве основы. С ростом спроса со стороны Голландии сортировка была усовершенствована и проводилась по единым правилам.

В отличие от предназначенных для Голландии пихт и елей, которые собирались на больших площадях, дубы отбирались и продавались индивидуально. Длина и толщина «голландских дубов» была точно определена: они должны быть длиной 10-13 м и иметь средний диаметр 70-110 см. Дуб был особенно популярен как древесина для судостроения и использовался в качестве балласта на плотах. По этой причине после Тридцатилетней войны запасы дуба и клена в Шварцвальде значительно сократились. Лесоторговцы обращали внимание на определенные качества дуба и искали особую форму (особый ассортимент) в кроне дуба. В отличие от сегодняшнего дня, они не заботились только о максимально длинных и прямых стволах, но также искали узловатую и искривленную древесину, использующуюся для определенных частей кораблей, которые должны были быть сделаны из одного куска, если это возможно. Однако огромная внешняя торговля дубом также конкурировала с использованием дуба внутри страны при строительстве, изготовлении бочек и т.п.

В конечном счете, на этом же основана и сортировка бревен в Хайльбронне, при которой, как и в случае с голландской древесиной, сортировка осуществляется по минимальной длине и минимальному диаметру. Этот стандарт использовался в Баварии до конца 20 века.Для богатых и бедных

Для богатых и бедных

В 18-м и начале 19-го веков добрых полдюжины компаний закупали дуб для торговли с Голландией в Шпессарте. Экспорт принес много гульденов в казну тогдашних княжеских лесовладельцев в Шпессарте. Но торговля также приносила пользу лесорубам и возчикам в отчаянно бедных поселениях Шпессарт. В районе Краузенбах Баварское управление лесного хозяйства в 1830/31 году отметило, что многочисленные стволы голландцев были срублены в лесном отделе Вальдамайзензол и обработаны на месте, так что вся лесная подстилка была покрыта множеством «стружек» обработанных дубов. Эту стружку пришлось убрать за 7 гульденов и 24 крейцера, потому что она была вредны для возобновления молодых буков и дубов.

Резюме

С 16 по 19 века в Голландию отправлялись многочисленные плоты, в том числе из Франконии или Шварцвальда. Здесь много древесины использовалось для портовых сооружений и строительства огромного торгового флота, который направлялся на рынки всего мира. Поскольку в Нидерландах не было собственных лесов, торговля крепкими хвойными стволами, а также дубом и специальными сортами была основой её экономического успеха.

Йоахим Хамбергер
waldwissen.net, 21.01.2022

Похожие записи

Добавить комментарий