О реорганизации управления особо охраняемыми территориями: опыт Литвы для Украины

Громоздкость, избыточность, дороговизна и не эффективность украинской системы особо охраняемых территорий стимулирует изучение опыта других стран. В настоящее время реорганизация управления особо охраняемыми природными территориями проходит в Литве. Ниже, базируясь на публикациях литовской прессы последних двух недель мы расскажем о сути происходящего. М.П.

 Проект реорганизации управления особо охраняемыми территориями в Литве,  подготовлен Министерством окружающей среды и сейчас находится на начальной стадии реализации. Основные изменения касаются региональных охраняемых природных объектов, всё многообразие которых предлагается объединить в 4 (четыре) дирекции региональных парков и заповедных территорий по этнографическим регионам. Управление четырьмя национальными парками, действующими в структуре Государственной службы особо охраняемых природных территорий (ГСОПТ) при Министерстве окружающей среды, не изменится: они сохранят свой нынешний правовой статус. Цель объединения заключается в обеспечении более эффективной работы, экономии денежных средств и повышении качества обслуживания посетителей. Предполагается, что ни один сотрудник не останется без работы после реструктуризации.

По словам директора Государственной службы охраняемых территорий Альберта Станиславайтиса, в ходе реструктуризации будут сформированы дирекции четырех региональных парков — Жемайтия, Аукштайтия, Дзукия-Сувалкия, Малая Литва и заповедников по этнографическим районам. Согласно новой модели, в Аукштайтийскую дирекцию охраняемых территорий войдут 8 региональных парков, в Дзукию-Сувалкию – 8 региональных парков и 1 заповедник, в Жемайтию – 7 региональных парков и 1 заповедник, в Малую Литву – 4 региональных парка и 1 заповедник. «Не будет переезда в Вильнюс и централизации в одном учреждении. Все сервисы работали и будут работать в регионах. Только уменьшится количество начальников», — говорит об изменениях директор.

Министр окружающей среды Саймон Джентвилль подтвердил то, что первый этап процесса трансформации уже начался.  «Рабочая группа разработала концепцию согласно которой совсем маленькие дирекции региональных парков будут объединены: из 29 существующих останется только четыре, самостоятельных и независимых структуры. После окончания преобразований вся деятельность на территории особо ценных природных объектов страны будет осуществляться восемью юридическими лицами.  Это четыре национальных парка и четыре дирекции региональных парков и заповедников, а также Государственная служба особо охраняемых природных территорий. Предложенная модель основана на принципе этнографической агрегации и нацелена на эффективную координацию, учет региональных особенностей и синергетику.

Одна из проблем старой структуры заключалась в том, что в небольшой дирекции сложно было обеспечить замещение людей, необходимость в котором возникает постоянно из-за отпусков, болезней и других причин. В больших дирекциях всё будет иначе.  Если с одним что-то случится, всегда найдется тот, кто его заменит, а это значит, что работа будет стабильней, а её результаты лучше.

А. Станисловайтис признает, что есть те, кто сомневается в итогах трансформации, опасается, что инициатива исчезнет, ​​не будет общения. «Совершенно теоретически можно предположить, что такое возможно, но если людям будут предложены большие масштабы и возможности, то мы сможем улучшить контакты с муниципалитетами и другими учреждениями, обеспечить взаимопомощь, эффективнее использовать технику и деньги. — Я вполне понимаю людей, которые осторожно относятся к реорганизации из-за боязни потерять работу. Поэтому уже начинаются неформальные встречи с сотрудниками. Мы обсудим со всеми, как и где они видят свое место.  Может быть, мы сами еще чего-то не видим или видим в искаженном свете… Мы постараемся все обсудить, услышать пожелания, где и как человек хотел бы работать, на какую должность претендовать… «

Планируется, что изменения и экономия улучшат содержание охраняемых территорий, защиту природных и культурных ценностей, повысят компетентность сотрудников и помогут достичь целей Зеленого курса.

Следует отметить, что в настоящее время в разгаре подготовка Национального соглашения о лесах, которое должно предусмотреть принципы новой лесной политики и долгосрочную стратегию развития лесного сектора Литвы. Помимо этого, около трех месяцев назад правительство объявило о намерениях преобразовать Государственное лесное предприятия Литвы, созданное в 2019 году, в акционерное общество. Этот вопрос сейчас живо обсуждается. О нем мы расскажем позже.

Очевидно, что происходящее в Литве очень похоже на то, что начинается в Украине. Возможно это не случайно. В отличии от Юрия Болоховца и его команды, Александр Ковальчук ездил за опытом не в Латвию, а именно в Литву, лесное хозяйство которой ближе к украинскому… Опыт этой страны и сегодня может использоваться в качестве «козы» украинскими реформаторами, в том числе и в части совершенствования управления особо охраняемыми природными территориями. Тут главное, не просмотреть очевидных различий между странами, которые так велики, что выпадают из поля зрения.

М.Попков по материалам литовских СМИ

Похожие записи

Добавить комментарий