Дальний Восток России: огромные запасы древесины недостаточно освоены

Почти половина земель лесного фонда Российской Федерации (556,2 млн. га, 49%) и треть российских лесных запасов (24,6 млрд. кубометров, 31%) сосредоточены на Дальнем Востоке, при этом его заготовка здесь меньше чем 9% древесины от общей заготовки в стране (21 из 238 миллионов кубометров). Правительством Российской Федерации приняты меры по сокращению экспорта сырья и увеличению производства изделий из древесины в Дальневосточном федеральном округе.

На Дальнем Востоке реализуется 14 приоритетных инвестиционных проектов, направленных на производство продуктов глубокой переработки древесины с заявленными инвестициями более 32 млрд. рублей (фактически было инвестировано более 38 млрд. рублей). 5 проектов были построены и введены в эксплуатацию: 3 проекта в Приморском крае, 2 проекта в Хабаровском крае. Еще 9 проектов находятся в стадии реализации (4 проекта в Хабаровском крае, 2 проекта в Республике Бурятия, 1 проект в Приморском крае, Амурской области и Еврейской автономной области).

В декабре 2017 года было принято постановление Правительства Российской Федерации об увеличении экспортных пошлин на необработанную древесину (с 25 до 40% в 2019 году, до 60% в 2020 году и до 80% в 2021 году). В результате по итогам 9 месяцев текущего года экспорт необработанной древесины сократился на 25,4%, а экспорт изделий из древесины увеличился на 4,1%. Это значительное увеличение экспортных пошлин на необработанную древесину направлено на повышение степени переработки древесины в России, увеличение объема прибавочной стоимости в стране и создание рабочих мест.

Была рассмотрена возможность снижения ставки таможенной пошлины по тарифной квоте с 13% до 6,5%. Действующий механизм расчета квот основан на историческом принципе: фиксированная квота в объеме 4 млн. кубометров пропорционально распределяется между производителями леса, в структуре экспорта которых продукция деревообработки составляет более 40%. Вице-премьер-министр Юрий Трутнев поручил Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, FRDV и Дальневосточному агентству по привлечению инвестиций и поддержке экспорта провести повторный анализ лесопромышленного комплекса и разработать общие предложения по реализации мер поддержки отрасли.  «Мы должны создать все условия для перехода предприятий на более глубокую переработку древесины, и этот процесс является максимально эффективным, быстрым и безболезненным для рынка. Это должно быть распространено на скорость административных процедур, ненужные барьеры должны быть устранены. Процедуры должны быть прозрачными. Не должно быть субъективных решений чиновников», — подчеркнул Юрий Трутнев.

Представители российских лесопромышленных компаний считают, что регулирование вводит чрезмерные и ухудшающиеся требования для экспортеров в Дальневосточном федеральном округе. В частности, он устанавливает перечень дополнительных документов, необходимых для получения разрешения СИТЕС, в том числе акт проверки участков лесозаготовок. Этот акт составляется лесхозом в течение трех месяцев после окончания рубки. Причем, согласно правилам заготовки древесины, период от начала до конца рубки может составлять до 24 месяцев. Такой акт проверки участков вырубки не является документом, подтверждающим законность вырубки.

Представители компаний выразили мнение, что частные законодательные изменения отталкивают инвесторов от инвестиций в развитие лесной промышленности и создание предприятий глубокой переработки древесины. Среди таких трудностей — непредсказуемое ежегодное увеличение арендной платы за лесной участок, введение запретов на закупку определенных видов древесины и изменение таможенного законодательства.

По словам Юрия Трутнева, важно, чтобы меры по повышению таможенных пошлин на круглый лес и другие меры привели к увеличению объемов переработки древесины в России, созданию новых рабочих мест, созданию прибавочной стоимости, что мы здесь, в России, работаем с нашим лесом. «Этот процесс начался. Уже сегодня мы отмечаем увеличение экспорта обработанной древесины и готовых изделий из древесины. Но мы видим, что люди, которые вкладывают деньги в строительство лесоперерабатывающих заводов, нуждаются в помощи. Мы также разберемся с механизмом улучшение предоставления квот, а также увидеть объем изъятия. Важным вопросом являются принципы распределения лесов.

Похожие записи

Добавить комментарий