КАТИТЬСЯ ИЛИ ШАГАТЬ?

В природе практически нет аналогов перемещения живых существ посредством перекатывания — все шагают на двух и более ногах. Разве что растение перекати-поле катится, подгоняемое ветром, да жук скарабей катит шар из навоза. Так что нужно отдать должное нашим пращурам, которые, почти не подражая природе, догадались не только подкладывать круглые бревна под передвигаемую тяжесть, но привязали эти катки к платформе посредством изобретения колеса и оси. А значительно позднее, когда подошла пора заменить тягловое животное машиной, некоторым пытливым умам она виделась в виде механической шагающей лошади. Но всё же пришлось подражать уже существующему колесу, превратив его в движитель, получивший движение от первого механического двигателя — парового.

Казалось бы, идея шагающего движителя будет забыта навсегда, но очень скоро математики, механики, изобретатели вернулись к ней и начали разрабатывать проекты разнообразных платформ, которые передвигаются с помощью ног. Такое внимание к созданию движителей, подобных природным, обусловлено важным недостатком уже существующих, в основе которых остается всё то же колесо. Колесному и даже гусеничному транспорту необходима дорога — желательно идеально ровная, как железнодорожный путь или бетонное шоссе. Даже специально приспособленные виды «вездеходов» фактически не могут преодолеть сильно пересеченную местность с нагромождением препятствий, доступную только пешеходу в широком смысле этого слова.

Необходимость двигаться по таким маршрутам еще долго будет существовать на нашей Земле, а с учетом будущих межпланетных путешествий механические «пешеходы» понадобятся и на других космических объектах. И это уже стало реальностью еще в 1971 году, когда с автоматической советской станции «Марс-3» на эту планету высадили первый неземной шагающий планетоход. К сожалению, скоро связь со станцией прервалась, и о ее судьбе ничего неизвестно.

Сильный толчок развитию подобной техники дало также  современное массовое конструирование и производство роботов, имитирующих человека с его способом передвижения на двух ногах.
Но надо сказать, что подобная машина уже реально существует и успела продемонстрировать свои удивительные возможности. Речь идет об одной из самых прогрессивных лесозаготовительных машин в истории лесного машиностроения.

Это уникальный шагающий харвестер Plusjack, разработанный финскими и международными компаниями еще в 1999 году. С его возможностями многие познакомились на лесных делянках и поделились своими впечатлениями.

Производительная и экологическая лесная машина могла работать на крутых и неровных поверхностях, двигаться в разных направлениях и разворачиваться на месте. Компьютерная система управления равномерно распределяла вес на все шесть лап харвестера. Машина могла перешагивать через препятствия, встречающиеся на пути, а оператор регулировать клиренс и высоту каждого шага.

Не надо объяснять, насколько незаменим такой «лесоруб» в лесах Финляндии, где ему необходимо работать на склонах, среди скал и камней. И трудно переоценить еще одно его преимущество, особенно в условиях северных широт, где очень важно не повреждать лесную почву — слишком долго восстанавливается на ней растительность. «Пешеход», в отличие от колесной техники, не оставляет после себя  глубокие колеи, его нечастые следы почти не заметны на лесной подстилке.

К сожалению, производители уникальной машины вынуждены были сообщить: «Для тестирования и демонстрационных целей было изготовлено три экземпляра шагающего комбайна Plusjack. Машина не была запущена в серийное производство. В 2011 году компания John Deere передала третий (последний) экземпляр комбайна финскому музею леса Lusto, и в настоящее время он является частью постоянной экспозиции».

Увы, шагающий харвестер опередил свое время. Все его многочисленные достоинства померкли перед единственным недостатком — в настоящее время экономически нецелесообразно его использовать. Но как знать, не станут ли такие машины самыми обыкновенными в недалеком будущем.

Александр ПИСКУНОВ
БЛГ, № 3 (1285) 16 ЯНВАРЯ 2020

Похожие записи

Добавить комментарий