Как бы мог быть организован рынок древесины Украины

Мысли в письменной форме на выполнение обещания участникам заседания Совета Ассоциаций деревообрабатывающих и лесозаготовительных предприятий Западной Украины, которая состоялась 15 февраля 2020 в г. Ивано-Франковске, в свете изменения правил продажи необработанной древесины, которую вызвала постановление Кабинета министров Украины «О реализации экспериментального проекта о проведении электронных аукционов по продаже необработанной древесины»

Введение. Терминология.

Но перед тем как продолжать дальше, на минуту обращу ваше внимание, уважаемый читатель, на терминологию. Ведь путаница в терминах, которая очень часто присутствует в профессиональной дискуссии как лесоводов, так и деревообработчиков нередко наносит негативный имидж нашим профессиям — и лесникам, и заготовителям и переработчикам древесины. Считаю, что использование четкой терминологии позволит снять часть негатива по профессиям лесовода, заготовителя древесины или ее переработчика. Ведь правительственные и парламентские решения формируются на основании общественного мнения. Поэтому призываю — формировать положительное мнение о нашей отрасли — лесной сектор экономики Украины. Не называйте «дерево» — «лесом» и т д. Пользуемся правильной терминологией:

Лес — это земельный участок, на котором растут деревья и целевое назначение которой — лесохозяйственная деятельность.

Дерево — многолетнее растение с главным стеблем — стволом.

Древесина — анизотропный волокнистый конструкционный материал, добытый из деревьев.

Вырубка леса (обезлесение) — это процесс полного уничтожения лесной растительности и перевода земель в другой тип хозяйственного назначения: пастбища, пустыри, пашня, населенные пункты.

Лесное хозяйство — вид хозяйственной деятельности по обеспечению общества лесными ресурсами.

Заготовка древесины — деятельность лесного хозяйства по обеспечению потребности людей в экологическом и легком в обработке конструкционных материалов.

Устойчивое лесопользование — ведение лесного хозяйства методами, которые обеспечивают потомков лесными ресурсами в том же объеме, что и у нас, а возможно и большим.

Первичная переработка древесины — деятельность по переработке необработанной древесины (бревен) в пиломатериалы или плиты для нужд строительства, столярных, мебельных и т.д.

Климатические изменения и их долгосрочное влияние на рынок древесины

Хотим мы этого или не хотим, но земной шар нагревается. Пожалуй, точно никто не знает, что является причиной нагрева (одна из версий — увеличение CO₂ в атмосфере в результате резкого увеличения потребления ископаемых углеводородов). Но точно можно говорить, что климатические изменения существенно меняют лесное хозяйство и деревообработку.

Ключевым изменением в лесном хозяйстве Европы является признание того факта, что часть древесных видов растений не могут выжить в теплом климате. Это холодостойкие растения, к которым относится ель (ель), сосна, и тому подобное. Большинство европейских правительств осознает, что срочно (за 20-30 лет) необходимо изменить видовую структуру лесов. Печально, но с большой вероятностью ели не будет в наших лесах в течение 30 лет.

В ближайшие 20 лет нас ждет избыток древесины хвойных пород. Цены будут минимальными, поскольку правительства развитых стран дофинансируют лесное хозяйство с целью изменения видового состава лесов. Объемы заготовки древесины, по крайней мере хвойных пород, сначала (5-10 лет) будут превышать возможности спроса на изделия из нее. Плюс добавьте пики от буреломов или того же короеда. Готовы ли мы к такому развитию событий? Как новые принципы реализации необработанной древесины этому способствовать? Как это поможет закон «О рынке необработанной древесины» которого все мы ждем? Какое видение правительства и парламентариев в такой временной перспективе? К сожалению, сегодня нет даже дискуссий на эту тему. Лучшая мысль, которую я услышал по этому поводу, звучала так: «Главное дождаться девальвации гривни, чтобы продукция деревообработки стала снова конкурентной на экспорт».

Два типа стратегий лесовладельцев Европы по продаже необработанной древесины
(мысли возникших к осознанию трансформации рынка под влиянием климатических изменений).

Собственно, я выделил две стратегии, которые реализуют лесовладельцы в Европы, продавая круглые лесоматериалы.

Первая стратегия — заключается в максимизации дохода от владения лесами и продажи древесины. Как правило, такие страны используют аукционы, чтобы продать имеющийся у них ресурс дороже. Но это имеет обратную сторону медали — эти страны не могут похвастаться развитой перерабатывающей промышленностью, а в основном являются сырьевыми придатками стран с другой стратегией. Хотел бы я видеть инвестора, который будет инвестировать в производство, не понимая по какой цене и в каком объеме он купит сырье на следующий квартал, а еще лучше — на следующую неделю.

Вторая стратегия — заключается в максимально глубокой переработке древесины, изготовлении конечного продукта, создании рынка изделий из древесины внутри страны и на экспорт. В таких странах доминирующей формой продажи древесины являются долгосрочные прямые контракты продолжительностью 3-5 лет, или приоритетное право заключения таких контрактов предоставляют локальными переработчикам, или компаниям гарантирующих инвестиции в локальное производство.

Как видим, украинское правительство выбрало первую стратегию. Стратегия максимизации цены на сырье. И это плохая новость для украинских переработчиков древесины. Их будет становиться меньше, если они не смогут покупать древесину по ценам, которые постоянно растут. И по замыслу правительства, надо понимать, на их место должен прийти иностранный покупатель, покупать дефицитную украинский древесину по более высоким ценам.

И все было бы хорошо, если бы не климатические изменения. Ближайшие 20 лет нас ждет увеличение предложения древесины на европейском рынке. До недавнего времени выручал рынок Китая, но в связи с короновирусом прогнозируют спад спроса китайских покупателей, по крайней мере, в этом году. Поэтому, на мой взгляд, стратегия, выбранная правительством по рынку древесины, является рискованной, а, возможно, и ошибочной.

Мысли для Правительства и Парламента

Господа чиновники и парламентарии! Поймите, что лес выполняет большое количество функций, а лесное хозяйство является хозяйственной деятельностью по обеспечению общества лесными ресурсами методами устойчивого лесоводства. Вместе с тем, лес — это живой организм, а лесоводство — это наука о том, как за этим живым организмом ухаживать и развивать. Поэтому советую упростить или отменить большинство нормативных и законодательных актов, которые ограничивают работу лесоводов. Мир идет к приближенному к природе лесоводству — основная идея которого заключается в том, что лесник на вверенном ему земельном участке лучше кого бы знает, какие меры ухода за лесом необходимо провести и какую древесину надо заготовить для нужд общества. Среди таких «советских рудиментов» стоит упростить «Санитарные правила в лесах Украины», чтобы заключения лесопатолога было достаточно для немедленного осуществления лесохозяйственных мероприятий; отменить коррупционную, по мнению инсайдеров, оценку влияния на окружающую среду лесохозяйственных работ, если сделан проект лесоустройства, и тому подобное. Необходимо внести изменения в Лесной кодекс, где стоит начать с четкого определения сроков о которых я писал в начале этой статьи. Считаю, что правительству следует еще раз задуматься над тем, какую стратегию на рынке древесины он хочет реализовывать. Если стратегию глубокой переработки древесины — то указанное постановление «О реализации экспериментального проекта по проведению электронных аукционов по продаже необработанной древесины» нужно как можно быстрее отменять.

Еще, по моему мнению, надо уменьшить налоговую нагрузку на лесное хозяйство и, прежде всего, отменить двойное налогообложение (земельный налог и рентный платеж (попенная плата)), которые, де-факто, являются рентными платежами из того же самого объекта налогообложения.

Все, мною указанное — это составляющие себестоимости древесины, которую лесоводы продают деревообработчикам. И это не исчерпывающий список. Каждая из указанных позиций ухудшает наше положение на мировом рынке древесины и изделий из нее.

Что правительство и парламент могли бы сделать для улучшения? Способствовать популяризации древесины как конструкционного материала. Ведь использование древесины прежде всего для строительства — это путь к замедлению климатических изменений. В процессе роста деревья забирают из атмосферы углекислый газ (CO₂) и удерживают углерод (С) в древесине в связанном состоянии. Если древесину не заготавливать, а оставить в лесу, то она начнет гнить (гореть) и выделять углекислый газ в атмосферу. Эту идею хорошо иллюстрирует инфографика, разработанная Канадской ассоциацией лесных продуктов (Forest Products Association of Canada)

Поэтому правительство может способствовать увеличению заготовки древесины и популяризировать приобретение гражданами деревянных изделий — это не просто экологически, это и климатически правильно. Если бы, например, за счет бюджета предложить программу компенсации процентов по кредитам гражданам, которые построят себе деревянный дом, то мы бы получили мультипликационный эффект привлечения средств в экономику, по меньшей мере в 7-10 раз. А учитывая, что налоговая нагрузка на бизнес составляет не менее 20%, то эти средства с избытком бы вернулись в бюджет через 2-3 года, выросли инвестиции в производство, вырос бы экспортный потенциал страны. 1 кв. м. деревянного дома требует ориентировочно 1 куб. м. необработанной древесины — посчитайте потребность людей в жилье и скажите чем не панацея для древесной отрасли, которая могла бы быть правительственной программой. Также уменьшение роли пластиковой упаковки и переход на деревянную (бумажную) тару/пакеты способствуют экологичности нашей жизни и увеличению рынка древесины.

Мысли для лесного хозяйства

Вчера древесина была дефицитным ресурсом и к вашим предприятиям стояла очередь желающих ее купить. Завтра древесины будет в избытке. Без изменения политики ваших клиентов будет интересовать только цена. Как долго это будет продолжаться? Думаю, долго — по крайней мере несколько десятков лет. Поэтому настало время, вместо отделов сбыта, создавать отделы маркетинга и продаж (по сути, а не просто смена таблички) и объединяться с деревообработчиками для пропаганды древесины как материала и изделий из нее. Надо разъяснять обществу роль и функции лесного хозяйства как бизнеса и роль деревообработчиков в преобразовании необработанной древесины в удобный потребительский материал в виде доски, плиты или бумаги.

Надо найти формулу взаимоотношений с деревообработчиками так, чтобы объемы и цены были прогнозируемы для обеих сторон на 3-5 лет вперед. Тогда пойдут инвестиции в сектор и будет работа и для вас и для них.

Советы для деревообработчиков

Что можно сделать в короткой перспективе?

Давите на Правительство, с целью, изменить стратегию лесного сектора экономики от максимизации цен на необработанную древесину на стратегиюю глубокой переработки и увеличения потребления древесины и изделий из нее. Изменение стратегии приведет к изменению инструментов ее реализации. Фиксируйте все недостатки системы аукционных торгов, как инструмента стратегии максимизации цен на необработанную древесину и делайте их публичными. Акцентируйте ошибочность стратегии максимизации цен по сравнению со стратегией глубокой переработки древесины в долгосрочной перспективе. Вам нужно продержаться и не обанкротиться в течение ближайших нескольких лет, пока вы не достигнете успеха в выработке и согласовании с лесниками и правительством политики на древесном рынке.

Покупая древесину, чтобы сохранить предприятия от банкротства, во время действия указанного постановления правительства, надо избежать необоснованного повышения цен на аукционе. Считаю, что это лучше всего сделать, если делегировать право приобретения сырья для вас закупочными группами в форме хозяйственных ассоциаций деревообрабатывающих предприятий. Чтобы это сделать легально — предварительно надо получить разрешение Антимонопольного комитета Украины на осуществление согласованных антиконкурентных действий. На правах саморекламы, если вы заинтересованы оформить закупочную группу, готов предоставить вводную информацию в виде консультации и бесплатного экземпляра учебника «Покупаем вместе», которых у меня осталось еще несколько штук (в свое время, я был координатором проекта «Закупочные группы, как альтернативный источник финансирования, повышение устойчивости и конкурентоспособности малого семейного бизнеса Украины», который финансировался правительством Польши в рамках программы «Польская помощь»). Знаю юристов, изучавшие этот вопрос в совершенстве. Дополнительно отмечу, что закупочные группы в Европе — это мощный инструмент обеспечения конкурентного преимущества отраслевым кластерам.

Что можно сделать в долгосрочной перспективе?

В нашей стране есть Минекоенерго, которое отвечает за разработку лесной политики и Держлисагентство, как центральный орган исполнительной власти, который отвечает за реализацию этой политики. Стратегией же развития деревообработки не заботится ни один государственный орган, для Минэкономики древесный сектор экономики один из многих и внимание к нему наверняка теряется. Хозяйственные ассоциации и объединения граждан в нашей отрасли разрозненные (говорят их есть 162) и, к сожалению, не способны выработать скоординированной политики защиты своих интересов, причем часть де-факто представляет интересы бирж, а не деревообработчиков. Хуже то, что лесоводы и деревообработчики считают оппонентами друг друга, то друг от друга требуют, пишут друг на друга жалобы, не осознавая, что является частью одной системы — рынка древесины.

Сейчас лучшее время перестать бороться друг друга, надо садиться и думать, как организовать сотрудничество так, чтобы и лесоводы, и деревообработчики вместе щипали «зеленые листочки». Деньги любят тишину, и чем меньше скандалов будет в нашей отрасли, тем лучше будет всем. Ситуацию между лесниками и деревообработчиками хорошо иллюстрирует рисунок неизвестного автора:

Какинституциональноорганизоватьнаработкисовместныхстратегийна рынкедревесины?Этовопрос, на которыйследуетдатьответв первую очередь.Считаю,чтодляэтого необходимо создатьорганизацию -координаторавыработкиполитики на рынкедревесины.Участникамитакойорганизациидолжны бытьлесохозяйственныеидеревообрабатывающиепредприятияиихобъединения.Такойорганизацией могла бы быть «Украинский древесный совет».

Ключевыми задачами, которые мог бы решать Украинский древесный совет, являются:

• как гарантировать украинским переработчикам стабильный и прогнозируемый доступ к древесине после отмены моратория на экспорт необработанной древесины;

• как увеличить объемы и рентабельность древесной экономики для лесоводов и деревообработчиков;

• как увеличить внутреннее потребление изделий из древесины, выработки политики, чтобы древесина пользовались большим спросом;

• как найти выгодные контракты на экспорт;

• куда и как инвестировать, чтобы вложения в переработку древесины были максимально эффективными;

• что предложить правительству и парламенту для достижения указанных целей.

Должен сказать, что многие хотят такой деятельности от Общественного совета при Гослесагентстве Украины. По моему мнению, это невозможно реализовать в рамках этого института, поскольку не соответствует ни ее задачам, ни организационным или финансовым возможностям.

Как гарантировать украинским переработчикам стабильный и прогнозируемый доступ к древесине после отмены моратории на экспорт необработанной древесины.

Это основной вопрос, который сегодня требует срочного решения, если целью государственной политики считать максимальную добавленную стоимость для общества от выращенной и переработанной древесины, а не политику максимизации цены древесины.

Основой будущего рынка древесины в Украине могли бы быть долгосрочные соглашения между объединениями деревообрабатывающих предприятий (закупочные группы в виде хозяйственных ассоциаций) и объединениями лесохозяйственных предприятий с правом реализовывать древесину. Конечно, это было бы возможно после получения разрешений Антимонопольного комитета Украины (и получить такие разрешения вполне реалистично).

Это позволило бы также изменить логику планирования лесозаготовок в Украине, исходя из прогноза потребления, которое деревообработчики предоставляли бы лесоводам и, как следствие, более эффективное использование лесных ресурсов. Это могло бы направить хозяйства и инвестиции так, чтобы у лесоводов не было остатков сырья на складах.

И тогда отмена моратории на экспорт древесины не составляла бы никакой угрозы украинским производителям, ведь они были бы защищены долгосрочными контрактами. И потребность в специальных законах о рынке древесины тоже бы отпала. И коррупция, с которой все так борются, исчезла бы органично, потому что в такой форме взаимодействия она практически невозможна.

Об авторе
Василий Масюк

1996 — с отличием окончил Украинский государственный лесотехнический университет по специальности — технология деревообработки, учился на экономическом факультете.
1998-2000 — заместитель генерального директора ООО «Львивфанпромторг» (Львовский фанерный комбинат).
с 2000 — редактор и издатель газеты «Деревообробник»
с 2003 — консультант биржи древесины www.fordaq.com в Украине. Создание украиноязычной версии и обучение для украинских деревообработчиков о возможностях экспорта в Западную Европу.
с 2004 — соучредитель портала www.derevo.info
2006-2007 — эксперт Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) по техническому мониторинга и коммерческого аудита реализации инвестиционного проекта по строительству крупного деревообрабатывающего завода в Украине.
2008 — 2013 — президент Украинской ассоциации деревообрабатывающего оборудования (УАДО).
2008-2009 — эксперт по поддержке экспорта для деревообрабатывающих и мебельных предприятий в проекте ЕС «Поддержка развития деловой способности украинских малых и средних предприятий — международный аспект»
2010-2011 — эксперт от Украины в Техническом комитете 218 / Timber (Древесина) Международной организации стандартов ISO.
2015-2017 — координатор проекта «Покупаем вместе» программы «Польская помощь». Проект разрабатывал методологию создания закупочных групп (в частности в деревообработке при закупке круглых лесоматериалов) и оказывал юридическую поддержку, в том числе во взаимоотношениях с Антимонопольным комитетом Украины.
с 2019 года — председатель Общественного совета при Гослесагентстве Украины.

Василь Масюк
Деревообробник

Похожие записи

Добавить комментарий