ПЕРВЫЙ ПОШЕЛ!

Первый контейнерный поезд Минлесхоза с пиломатериалами отправился вчера, 8 апреля, в Китай. В составе поезда 44 платформы с 40-футовыми морскими контейнерами. Общий объем отгруженной пилопродукции составил 1613 кубометров.

Как сообщил заместитель директора УП «Беллесэкспорт» Сергей Матюлин, контейнерные поставки обусловлены спецификой товаро­оборота с КНР. На возврат контейнеров в Китай есть скидка, которую своим экспортерам предоставляет китайское правительство. 

Дело в том, что в Беларусь именно в морских контейнерах приходят китайские товары. Благодаря востребованной на китайском рынке пилопродукции лесхозов появилась возможность не отправлять их обратно пустыми. Это взаимовыгодно. Скидка в значительной степени покрывает экспедиционные расходы. Сергей Матюлин пояснил, что один морской контейнер способен вместить в себя 26 тонн пилопродукции. В пересчете на метры кубические, в зависимости от породы дерева, из которого она изготовлена, в один контейнер можно загрузить от 30 до 40 кубометров.

Поезд идет по так называемому Новому шелковому пути, который по суше связывает Китай с Европой. В отличие от морского транспорта железнодорожная доставка в среднем в четыре раза быстрее морской. Сроки доставки составят 10—12 дней. Кроме того, при сухопутной доставке лесхозы имеют полную предоплату и более высокую цену. Цена одного куба — 175 долларов США. 

В настоящее время УП «Беллесэкспорт» ведет переговоры с китайской стороной по увеличению размерного ряда. Это позволит при пилении добиваться максимального выхода готовой продукции. Планируется, что в первом полугодии в Китай отправятся два поезда, а во втором — четыре. Если первую партию пилопродукции сформировали лесхозы Минского ГПЛХО, то в дальнейшем этот опыт будет распространен на все областные объединения. 

Необходимо отметить, что и морские перевозки пилопродукции сохранятся. По словам Сергея Матюлина, УП «Беллесэкспорт» имеет законтрактованные объемы с доставкой. Но в связи с пандемией COVID-19 и карантинными мероприятиями Китай в январе и феврале не отправлял грузы морским путем. Поэтому контейнеры еще не вернулись в европейские порты. А цена фрахта одного контейнера доходит до 3 тыс. долларов и более. Это проблема особенно актуальна для лесхозов Гомельского ГПЛХО, которые традиционно отправляли свою продукцию морем.

Что касается цен на экспортируемую в Китай пилопродукцию, то сейчас она продается по ценам китайского рынка. Но в условиях, когда европейский рынок практически парализован, прогнозировать, как будет развиваться ситуация, крайне затруднительно.

Важно отметить, что в 2019 году белорусские лесхозы начали активно поставлять низкосорт­ную древесину морским транспортом в Китай. Экспортные контракты с китайскими покупателями заключались в ходе биржевых торгов. Китайцев интересовал в первую очередь строительный брусок. Его размеры стандартны для китайского рынка — 30х80х2950 мм. Иногда при той же длине толщина и ширина незначительно варьировались: 32х82 или 35х85 мм. При этом цена пилопродукции составляла около 160 долларов за куб. 

Доставка осуществлялась морским путем белорусской стороной в лице УП «Беллесэкспорт». При этом варианте были свои плюсы и минусы. Так, в один контейнер при доставке морем можно было грузить 28 тонн. Но в этом случае китайские парт­неры просили аккредитивную форму оплаты. При двух месяцах доставки груза клиенту морем это было не так выгодно, как при железнодорожной поставке, когда продавец получает 100-процентную предоплату. Тем не менее это был первый ценный опыт налаживания контактов с китайской стороной.

Виктор ГАВРЫШ, Фото автора
БЛГ, № 15 (1297) 09 АПРЕЛЯ 2020

Добавить комментарий