МТЗ ВОЗВРАЩАЕТСЯ НА ЛЕСОСЕКИ

Прежде всего, обновится модельный ряд харвестеров и форвардеров. Конструкторы работают над созданием компактных машин для рубок ухода и мощных харвестеров для главного пользования. Претерпит изменения и самая популярная у лесозаготовителей тракторная тележка ПЛ9. Новую модель «рабочей лошадки» МТЗ планирует представить уже этой весной. Подробности лесной стратегии Минского тракторного завода корреспонденту «БЛГ» рассказал главный конструктор по технике «МТЗ Холдинг» Владимир КОРОБКИН.

— Владимир Андреевич, производство лесных машин для Минского тракторного завода — направление не новое. Серийно выпускались такие сложные машины, как харвестеры и форвардеры. Но на определенном этапе вы уступили производство многооперационных машин холдингу «Амкодор». Почему так произошло?

— Минский тракторный завод начал заниматься лесной техникой в 1995 году. Была разработана широкая линейка многооперационных машин как для сортиментной, так и для хлыстовой технологии заготовки древесины. Однако на протяжении последних нескольких лет главным приоритетом Минского тракторного завода было освоение серийного производства энергонасыщенных тракторов для сельского хозяйства мощностью двигателя 250—350 л. с. На этот масштабный проект были направлены основные ресурсы предприятия. Мы выпускали по 70 таких тракторов в месяц. Был полностью загружен цех, в котором выпускалась и лесная техника. Но возможности завода не безграничны, поэтому производство многооперационных машин для лесного хозяйства пришлось значительно сократить. Сократился выпуск и коммунальной техники. Выпуск харвестеров мы остановили полностью. Передать выпуск многооперационной лесной техники другим заводам нашего холдинга не получилось, потому что это довольно сложная и трудоемкая в изготовлении техника.

— Сейчас ситуация изменилась?

— Да. Мы в основном насытили рынок Республики Беларусь мощными сельскохозяйственными тракторами, и в таких больших объемах, как раньше, эта техника сейчас не требуется. Поэтому мы можем сконцентрироваться на выпуске специальной техники для различных отраслей экономики Республики Беларусь, в том числе и лесных машин, и это заложено в стратегических планах развития завода. Будем производить их на головном заводе и на предприятиях «МТЗ-ХОЛДИНГ».

— На какой рынок вы ориентируетесь?

— Прежде всего стоит задача удовлетворить потребности белорусских лесхозов. На первом этапе мы ставим цель разработать и отработать конструкцию лесных машин и провести подготовку и освоение производства. На втором этапе ставится задача освоить рынки РФ. Мы хотим продвигать нашу продукцию в Северо-Западном округе — это Череповец, Петрозаводск и другие регионы. У нас есть Северо-Западный торговый дом, через него мы хотим продвигать нашу лесную технику. Планируется, что дилер будет заниматься лесозаготовкой с использованием нашей техники и тем самым демонстрировать ее эффективность со всеми экономическими показателями на реальных объектах в лесу.

— Какие машины будут в новой линейке?

— Мы изучили потребности лесхозов, сегодня им нужен широкий ряд техники для механизированной заготовки древесины. Это форвардеры и харвестеры с колесной формулой 4х4, 6х6 и 8х8. Мы работаем в двух направлениях: разработка собственных машин и сборка техники ведущих мировых производителей с постепенной локализацией производства на территории Беларуси.

— У Минского тракторного завода уже есть опыт сборки харвестеров «Сампо-МЛХ 46». Насколько успешным оказался проект?

— В этой машине очень хорошие технические характеристики. И отзывы от организаций, где они эксплуатируются, очень хорошие. В марте белорусская делегация, в составе которой были и представители лесного хозяйства, посещала завод Сампо Розенлев в Финляндии. Достигнута договоренность о сборке форвардера и харвестера для рубок главного пользования с колесной формулой 8х8.

— В чем преимущество такого сотрудничества для Минского тракторного завода?

— Использование лучших образцов мирового машиностроения позволяет создать технику с высокими потребительскими качествами за более короткий период времени. Это мировая тенденция, и мы тоже идем по такому пути. К примеру, в рубильных машинах мы используем высокопроизводительный и надежный рубильный модуль немецкой фирмы Jenz, потому что они лидеры в мире по изготовлению этих узлов. Лесозаготовительную технику мы оснащаем кранами и харвестерными головками Kesla. Но каждый производитель заинтересован в локализации производства, чтобы использовать в технике комплектующие собственного производства. И тем более на это нацелен Минский тракторный завод. И у нас для этого есть все возможности. В частности, многие узлы и детали в нашей лесной технике унифицированы с тракторной техникой. Это позволяет снизить стоимость машины как на момент покупки, так и при последующей эксплуатации и ремонте.

— Для производственников надежность машин — одна из ключевых характеристик. Поэтому вполне оправданно их пожелание иметь в автопарке не 10, а всего 2—3 модели техники, но чтобы эти машины были доведены до ума и не ломались без причины.

— Вы же понимаете, что надежность техники зависит не только от самой машины, но и от ее эксплуатации. У нас есть фотографии, где наш форвардер перевозит древесину в колее, глубина которой выше колес. То есть машину эксплуатируют до тех пор, пока она не провалится в болото окончательно или не выйдет из строя. Такую эксплуатацию не выдержит ни одна техника, даже импортная от ведущих производителей… Но дорогую импортную технику так никто эксплуатировать и не станет, потому что ремонт может больно ударить по карману. А наши машины более дешевые, некоторые детали, особенно те, что подходят от трактора, и вовсе копеечные. Поэтому и подход такой. Но при нормальной эксплуатации наша техника работает годами без каких-либо проблем. Что касается первой части вашего вопроса, ограничиться двумя-тремя моделями не получится, потому что для каждого вида рубок нужна своя машина. Где-то это мощный восьмиколесный харвестер, а на проходных рубках и прореживании нужна легкая маневренная техника.

— Мини-харвестеры хорошо зарекомендовали себя на рубках ухода, их использование экономически более эффективно, чем заготовка леса бензопилами. Насколько мне известно, «Амкодор» не планирует выпуск машин формата мини. А какие планы у МТЗ?

— Такая техника сегодня очень востребована в лесном хозяйстве. Но ее особенность в том, что при небольших размерах она должна обладать большой маневренностью, чтобы не создавать проходы для вывоза древесины. Наше конструкторское бюро работает над такой машиной. Это модель МЛХ-404. В ней будут поворачиваться передние и задние пары колес. То есть она сможет двигаться как «краб». Такое техническое решение обеспечит высокую маневренность в густых молодых насаждениях. Для проведения рубок ухода в более крупном лесу мы выпускаем харвестер совместно с Сампо — МЛХ-46. Он рассчитан на заготовку древесины диаметром до 500 мм. Третьей моделью с колесной формулой 4х4 будет харвестер МЛХ-444. По классу он такой же, как Сампо, допустимый диаметр валки деревьев — 520 мм. Отличительной его особенностью является поворачиваемая совместно с краном кабина.

— А для главного пользования?

— Для спелого леса мы предложим харвестеры МЛХ-464 с колесной формулой 6х6 с захватом головки 670 мм. Самым мощным харвестером в модельном ряду будет МЛХ-484 с колесной формулой 8х8. Потребность в таких машинах в Беларуси небольшая. Но в определенных условиях они нужны, и лесхозы готовы закупать такие машины. Тем не менее основной рынок их сбыта — это Российская Федерация. Ко всем перечисленным харвестерам для работы в тандеме разрабатываются форвардеры.

— Самая распространенная лесозаготовительная машина в отрасли на данный момент — МЛПТ-461.1, попросту говоря, лесной трактор с прицепной лесной тележкой. Чем будет отличаться новая модель?

— Новая модель будет называться ПЛ-10. В отличие от своей предшественницы ПЛ-9 грузоподъемность у нее будет 10 тонн, то есть на тонну больше. При этом сама тележка будет легче на 700 кг. Рама у нее однохребтовая, выполнена из специальной высококачественной стали. Она рассчитана на работу с трактором «Беларус-1221». Изготовление машины практически завершается, и мы готовы ее продемонстрировать на выставке «Лесдревтех-2020».

— Сколько времени отводится на разработку многооперационной техники?

— Основной модельный ряд мы планируем запустить в серийное производство в течение четырех лет. Кроме мощного харвестера МЛХ-484. Его выпуск запланирован на 2028 год. 

Евгений ЖИБУЛЬ, Фото автора
БЛГ, № 16 (1298) 16 АПРЕЛЯ 2020

Добавить комментарий