Советская чудо техника в эстонских лесах

Фото: архив музея Сагдиского лесного центра RMK

В последнее время в Эстонии все громче заявляют о себе группы влияния, которые ставят своей целью ограничить хозяйственную деятельность в лесах. В качестве аргументов они используют разные обоснования, одно из которых запомнилось больше всего, дескать, никогда такие тяжелые машины как современные харвестеры не работали в лесах, а они причиняют невиданный вред. На этом фоне не лишне будет вспомнить, что же у нас было несколько десятилетий назад, посмотреть, какие машины орудовали в наших лесах в благотворных условиях социализма.

Как артиллерийский тягач стал лесной машиной

В Советском Союзе всё машиностроение еще со времен Сталина было подчинено нуждам военно-промышленного комплекса. И лесная техника не была исключением – ее конструировали с учетом нужд военных, чтобы ее могли использовать армейские подразделения. И в первую очередь это касалось машин на гусеничном ходу. Их ходовая тележка совмещалась с военной гусеничной техникой. С учетом государственного мировоззрения это было вполне естественно. Самое миролюбивое государство в мире не было готово к тому, чтобы отдельно планировать и конструировать машины для гражданских целей.

После Второй мировой войны Советский Союз не располагал специальной самоходной техникой для работы в лесах, всё производство тракторов было ориентировано на сельское хозяйство. В 1947 году началась знаменитая сталинская кампания по преобразованию природы, которая напрямую касалась лесов европейский части СССР.

Но для успешного претворения планов в жизнь нужна была техника. Решение проблемы доверили заместителю народного комиссара танковой промышленности Жозефу Котину, конструктору танков с большим опытом. Именно он спроектировал самый мощный советский танк военного времени ИС-2 (Иосиф Сталин), который причинил немало головной боли и серьезных неприятностей немцам.

Новый лесной трактор назвали KT-12, то есть гусеничный трактор № 12 Кировского завода. Как американцы, так и русские широко использовали попавшую в руки победителей немецкую технологию и KT-12 был одним из таких примеров. Котин сконструировал новый трактор на ходовой тележке созданного для Восточного фронта германского артиллерийского тягача RSO (Raupen-schlepper Ost) компании «Штайр-Даймлер-Пух», добавив кабину из фанеры и платформу с лебедкой. Первый советский трелевочный трактор работал с помощью газогенераторного двигателя от машины ЗИС-21А. Первая партия новых K-12 была выпущена в 1948 году. Всего за три года было собрано 13 000 таких машин.

Груженый хлыстами КТ-12 подъезжает к эстакаде

Чем тяжелее, тем мощнее

Надо сказать, что KT-12 не оправдал возлагаемых на него надежд. Газовый мотор в 36 лошадиных сил был явно слабосильным, большие проблемы были с 5-ти ступенчатой коробкой передач, которую постоянно заклинивало. В итоге машины больше стояли в ремонте, чем работали. Далее производство по распоряжению правительства передали на Белорусский тракторный завод. Доработка и модернизация серийно выпускаемого трелёвочного трактора КТ-12 происходила вплоть до 1956 года.
А удостоенный за свою работу Сталинской премии Котин вернулся к производству танков и бронетранспортеров. Несмотря на все недостатки KT-12 без сомнения можно назвать родоначальником советских лесных машин. Почти все остальные лесные тракторы как по конструкции, так во многом и по дизайну наследовали KT-12. Кроме того, это был первый образец гусеничного тягача, построенный специально для лесозаготовок, который появился и в наших лесах.

Наследником KT-12 стал трактор ТДТ-40 конструктора Ивана Дронга, построенный на Онежском тракторном заводе в 1954 году.

При поверхностном взгляде новый трактор можно было спутать с его предшественником. Действительно он выглядел почти как KT-12. Только не было за кабиной газогенератора. Новый трактор имел дизельный двигатель и современную коробку передач. ТДТ-40 был почти двадцать лет популярнейшим трактором в нашем лесном хозяйстве.

С увеличением мощности растет и вес

В 1966 году Онежский завод выпустил новый модифицированный трелевочный трактор ТДТ-55, который стал основным трактором эпохи социалистического лесного хозяйства. Как это ни странно, русские сняли с производства ТДТ-55 только в 2003 году. Новый трактор выглядел уже гораздо современнее, имел металлическую кабину и был снаряжен отвалом-толкателем. По сравнению с прежними тракторами мощность нового была увеличена в два раза.

Трелевочный трактор ТДТ-40 использовался в эстонских лесах дольше других. Газогенераторный двигатель на нем заменили на дизельный и вес машины достиг 7 тонн. На снимке трактор работает в Аэгвийдуском лесхозе в 1978 году.
Трелевочный трактор ТДТ-40 использовался в Эстонских лесах дольше других. Газогенераторный двигатель на нем заменили на дизельный и вес машины достиг 7 тонн.

Как это было принято в советское время, с увеличением мощности возрос вес машины. Железа в России хватало и новый 120-ти сильный (90 Kw) двигатель должен был тащить уже 10-ти тонную железную махину. Для сравнения в то же время в лесном хозяйстве использовали колесные трактора, вес которых был около трех тонн. На платформе ТДТ-55 начали конструировать различные многоцелевые системы.

Образцом стал трактор ТБ-1, на который смонтировали подъемник, а щит заменили опорными столбами для перевозки хлыстов. В любом случае эта машина значительно ускорила вывоз хлыстов. Пытались также найти варианты, при которых эта машина могла бы сама снимать растущие деревья. При этом успехов тут добились латыши, которым удалось сконструировать на базе ТДТ-55 вращающийся кран с режущей головкой. Такие лесопильно-трелевочные машины стали работать и в наших лесах.

Бронетранспортер или лесная машина? Трактор ТДТ-55 использовался не только в лесном хозяйстве, но и в инженерно-технических войсках Советской армии. Соответственно представителям этого вида трактор отличался непомерным расходом горючего.
Бронетранспортер или лесная машина? Трактор ТДТ-55 использовался не только в лесном хозяйстве, но и в инженерно-технических войсках советской армии. Как и вся военная техника он отличался непомерным расходом горючего.

Победное шествие железных монстров

Серьезные обновления вновь увеличили вес машин. Начиная с ЛП 17, который был сконструирован в 1977 году и представлял собой валочно-трелевочный трактор, вес многооперационных лесных машин стал стремительно расти. Апогея конструкторы достигли с машиной ЛП-58, вес которой составил более 20 тонн. Столь тяжелые трактора наносили серьезный вред лесам. И поскольку распространена была технология вывоза срезанных деревьев хлыстами, то они волочились за трактором и повреждали оставшиеся деревья.

Сучкорезная машина ЛП-30 в работе. Машина могла очищать от сучьев стволы толщиной до 60 см, по крайней мере по документам ее производительность была на 35 процентов выше, чем при ручной работе.
Сучкорезная машина ЛП-30 в работе. Машина могла очищать от сучьев стволы толщиной до 60 см. По крайней мере по документам, её производительность была на 35% выше, чем при ручной работе

Ни ЛП-17, ни его последующие модификации не были приспособлены обрезать сучья, делалось это чаще всего вручную. Ситуация изменилась в 1980-е годы, когда на базе трактора ТБ-1 смонтировали сучкорезную систему. Самая популярная сучкорезная машина называлась ЛП-30. Это был настоящий монстр весом в 13 тонн. Внешне он походил скорее на используемую сейчас у нас в силах обороны технику пионерных подразделений, а не на лесную машину. Если и было что-то хорошее в этом чуде Российской техники, так это то, что на сучкорезных работах было много несчастных случаев, а с появлением этой машины их количество уменьшилось. Но такую тяжелую технику, как правило, использовали только на лесосеках сплошной рубки.

ЛП-17, который выглядит скорее как танк, а не лесная машина, отправляется на лесосеку. Такую тяжелую технику использовали только на лесосеках сплошной рубки.
ЛП-17, который выглядит скорее как танк, а не лесная машина отправляется на лесосеку. Такую тяжелую технику использовали только на сплошных рубках.

Наши леса с течением времени повидали разных монстров. Можно только представить, какой урон причинили почве эти горы железа на гусеничном ходу. В любом случае его нельзя сравнить с ущербом, который наносят современные колесные харвестеры. Надо также учитывать, что в наши дни одна машина делает работу нескольких тракторов прежнего времени. И тут уже огромная разница в той нагрузке, которую приходится выдерживать лесу.

Этот ТДТ -55 уже своё отъездил. Невероятно массивное достижение советской техники сдалось на милость почве Эстонии

Айн Кютт, директор музея Сагадиского лесного центра RMK
rmk.ee, 12. МАЯ, 2020

Похожие записи

Добавить комментарий