ПАНДЕМИЯ ТОРГОВЛЕ НЕ ПОМЕХА

На прошлой неделе контейнерный поезд с пилопродукцией белорусских лесхозов отправился в Китай. А за ним последовал еще один, уже третий с начала года. Чем интересен Китай для белорусских лесхозов? Каковы перспективы сотрудничества с этой азиатской страной? Повлияла ли пандемия на экспортные поставки белорусских лесхозов? Об этом корреспондент «БЛГ» попросил рассказать заместителя директора УП «Беллесэкспорт» Сергея МАТЮЛИНА. 

— Сергей Анатольевич, в нынешнем году пилопродукция белорусских лесхозов начала активно осваивать китайский рынок. Для этого даже был разработан и реализован специальный план контейнерных перевозок по железной дороге. 

— Да. С учетом третьего в этом году поезда китайским партнерам отгружено более 5 тыс. кубометров пилопродукции по маршруту «Экономического пояса Шелкового пути». Отправка еще одного, четвертого, контейнерного поезда в Китай запланирована Минским ГПЛХО на 6 июля. Мы стремимся сделать такие поставки ежедекадными. Технически это возможно, если будет достаточно сырья. Но дело в том, что площади усыхания сосновых и еловых насаждений в лесхозах сокращаются и не везде достаточно сырья, чтобы реализовывать такие большие объемы. Поэтому после августа мы планируем сместить эти поставки в сторону Гомельского ГПЛХО. Пока же эта область по заключенным прежде контрактам поставляет пилопродукцию в Китай морскими контейнерами. 

— То есть пока речь не идет о долгосрочных контрактах… 

— Пока здесь работает другая схема. Китайская сторона до 15-го числа каждого месяца выделяет субсидию на следующий месяц. И так ежемесячно. Чтобы перейти на долгосрочные контракты, нам надо два-три месяца поработать в нынешнем режиме, чтобы наши китайские партнеры убедились в нашей способности работать системно. Кроме того, мы должны решить с лесхозами проб лему сырья. Со своей стороны мы работаем над тем, чтобы реализовывать не только пиломатериа лы хвойных пород, но и лиственных. 

— Но на данный момент осуществляются поставки только хвойных пиломатериалов? 

— Да. Причем от породы зависит и загрузка контейнера. Еловую пилопродукцию сухостойной влажности, например, Пуховичский лесхоз загружал и по 46 кубометров в контейнер. А вот сосновую — 39, максимум — 42 кубометра. Но средняя загрузка одного железнодорожного контейнера — 40 кубометров. 

— А насколько китайский рынок, с учетом расстояния, перспективен для белорусских лесхозов? 

— Во-первых, поставки туда стабильны и есть высокий спрос. Во-вторых, сегодня это единственный рынок, который показывает положительную динамику. Китайские партнеры покупают продукцию и платят за нее. Если проанализировать европейский рынок, то можно сказать, что английский рынок проснулся. Там террасная доска стала пользоваться спросом. Но этот рынок сезонный. То есть до августа спрос на нее будет, а потом пойдет на спад, спрос сместится на другую товарную позицию. А китайский рынок — стабильный. Ему нужны стандартно одни и те же размеры, одни и те же требования. И зимой и летом. Есть допуски по обзолу, по наличию синевы. Но главное, чтобы она была механически крепкая и имела целостный вид. Вместе с тем это отнюдь не значит, что наши лесхозы застыли в своем развитии. Как раз наоборот! О многом говорит тот факт, что мы с каждым месяцем прирастаем в объемах реализации, потому что лесхозы живо реагируют на запросы рынка и переходят на выпуск востребованных на нем пиломатериалов. 

Да, никто не спорит, что есть проблемы. Но мы научились оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Судите сами: в мае 2020 года за рубеж было реализовано 73 тыс. кубометров пиломатериалов. Это хороший показатель, особенно если учесть, что год назад объем реализации составил 60,5 тыс. кубометров. Причем пропорционально, с 7,5 млн долларов до 9 млн долларов США, выросла выручка. Цена же за год оставалась практически неизменной, ее колебания были незначительными. Что касается общего объема экспорта нашей продукции, то в мае прошлого года он составил 11 млн долларов, а в нынешнем — 13,1 млн долларов. 

— Сергей Анатольевич, пандемия коронавируса подкосила многих. А в это время деревообработка лесхозов, наоборот, увеличивает объемы реализации. За счет чего это происходит? 

— В 2018—2019 годах, да и прежде у нас периодически возникали проблемы из-за нехватки вагонов. В результате мы не могли своевременно выполнить свои договорные обязательства. В этом году мы проанализировали свои возможности, заключили договоры с литовской железной дорогой, с латвийской. И формируем свои предложения по реализации, например, щепы или пиломатериалов с возможностью собственной доставки. Тем самым, консолидируя объемы, мы становимся крупным игроком на рынке пиломатериалов, что дало свои результаты. Поэтому, несмотря на пандемию, объемы реализации растут. Причем не только за счет китайского рынка. Важно то, что мы стали по-другому работать со своими партнерами. 

Когда ты можешь своевременно поставить на рынок крупную партию товара, гарантировать требуемое качество, то к тебе и отношение меняется. К тебе растет интерес, что сказывается и на цене. 

Приведу такой пример. В прошлом году мы сделали маршрутизацию поставок: пустили маршрутные поезда из Оршанского, Лепельского лесхозов на кольцо, подключили три лесхоза Могилевского ГПЛХО (Быховский, Могилевский и Белыничский). Они закольцованы и постоянно вывозят щепу по согласованным с компаниями графикам. Это позволяет нашему клиенту реально представлять объем поставки, а лесхоз всегда знает, когда и сколько вагонов к нему приедет. 

— Словом, работа с логистикой поставок дала хороший результат. Кстати, а что можно сказать в целом об экспорте за первые пять месяцев 2020 года? 

— Действительно, в последнее время мы сделали немало, чтобы стать более серьезным игроком на рынке. И, несмотря на пандемию, люди стараются сохранить выработанную логистику. В результате если за пять месяцев 2019 года мы экспортировали 273 тыс. кубометров пиломатериалов на сумму 35,4 млн долларов США, то за аналогичный период нынешнего года — 352,5 тыс. кубометров на 42,8 млн долларов. То есть и в физическом, и в денежном выражении рост превысил 20 %. 

Александр ЦЫБУЛЬСКИЙ
БЛГ, № 25 (1307) 18 ИЮНЯ 2020

Похожие записи

Добавить комментарий