Беларусь: ПЕЛЛЕТНЫЙ БУМ

Еще пару лет назад никто бы не поверил,    что в лесхозах станет возможным создание таких масштабных проектов. Но 2020 год всё изменил. На прошлой неделе очередное, уже пятое по счету, пеллетное производство открыли в Житковичском лесхозе.

Кто следил за событиями большой стройки, наверняка помнит, как непросто шел процесс на этом объекте. В самом начале Житковичский лесхоз серьезно подвела проектная организация. Подрядчик — ОАО «Гомельский завод «Коммунальник» — нарушил все сроки проектирования и согласования проект­но-сметной документации. Пришлось расторгать контракт, искать нового подрядчика работ, что, конечно, отняло время.
Ситуация заставила руководство Житковичского лесхоза нарушить пословицу «Коней на переправе не меняют» и искать новых партнеров. К счастью, предприятие поддержали профессионалы — Гомельский областной УКС, Государственный проектный институт и Гомельский объединенный строительный трест. Каж­дую неделю на базе лесхоза проходили штабы, где руководство Гомельского ­ГПЛХО и всей отрасли оперативно решало проб­лемные вопросы, связанные со стройкой. Не подвел и поставщик оборудования — польская фирма «Комерц»: ее специалисты оперативно приступили к монтажу пеллетной линии и сдавали работу точно в срок.


— Это производство позволит решить несколько задач. Во-первых, мы обеспечим переработку отходов от лесопиления. Также мы вовлечем всю невостребованную низкокачественную древесину, — отметил во время торжественного открытия пеллетного цеха министр лесного хозяйства Виталий Дрожжа. — Мы видим хорошие перспективы в части улучшения финансовых результатов лесхоза. Приятно, что на пути строи­тельства нас поддержали крупные компании, которые не считались со временем, производственными планами и помогли вытянуть этот проект. Не важны пути достижения, важна сама цель. Сегодня мы имеем хорошее производство, успешный коммерческий проект.
Значимость нового пеллетного производства для всей Гомельской области также отметил председатель Гомельского областного исполнительного комитета Геннадий Соловей. Не без гордости показывали гостям новую пеллетную линию генеральный директор Гомельского ГПЛХО Юрий Липский и директор лесхоза Михаил Левкович.
Особенности нового пеллетного цеха
Напомним, с 2008 года в Житковичском лесхозе уже существовало небольшое пеллетное производство, однако выпуск топливных гранул в новом цеху будет в пять раз больше — 3,5 тонны в час. На новой пеллетной линии работает не один пресс-гранулятор, а сразу два. Как рассказал главный инженер лесхоза Владимир Баранец, если из строя выходит единственный гранулятор, то неизбежно приходится останавливать всё производство. Если таких агрегатов два, во время технического обслуживания одного гранулятора пеллетная линия не остановится.
— Производитель оборудования рекомендовал нам поставить один дорогой гранулятор, но мы ведь и сами имеем достаточный опыт. На нашем старом пеллетном производстве стоит такой же, — отметил Владимир Баранец. — Поэтому теперь у нас будут взаимозаменяемые матрицы, ролики, весь расходный материал.
Причем второй гранулятор не будет оставаться в резерве: в работе линии задействованы сразу оба устройства. Еще одной особенностью пеллетного цеха в Житковичах стал котел белорусского производства: он имеет три камеры сгорания и может сжигать до 70 % коры. В отличие от котла в Кличевском лесхозе, который работает только на сухих опилках. Если лесхоз в будущем установит в цеху деревообработки окорочную линию, кора из отходов производства может быть использована для сжигания в этом котле.
Рядом со зданием пеллетного цеха виднеется силосная башня на 1000 кубометров. Рядом с ней проложены железнодорожные пути. Это дает возможность сразу же грузить пеллеты в вагоны через норию (устройство для подъема материалов. — Прим. ред.), которая подает их в систему взвешивания. И когда к цеху подъезжает вагон, оператору передают его вместимость, он задает в программе необходимую массу, которая засыпается с нории в вагон. В день здесь грузят 1,5 вагона топливных гранул.
Не дадим Европе замерзнуть
На пеллетном производстве только-только стали появляться первые тонны продукции, а лесхоз уже получил контракт на поставку 10 тысяч тонн пеллет в Латвию. Постоянный спрос позволит зарабатывать лесхозу 200 тыс. ­евро экспортной выручки в месяц. Житковичскими пеллетами уже интересуются клиенты из Польши, Чехии, Голландии.
Директор лесхоза Михаил Левкович подчеркнул, что деревообработка, в том числе новое пеллетное производство, дает возможность финансировать затраты на первоочередную функцию лесхоза — ведение лесного хозяйства.
— Благодаря новому производству мы вовлечем все 1300 кубометров отходов лесопиления, которые образуются за месяц в лесхозе. Валютную выручку принесут и 5 тыс. кубометров дров, которые станут сырьем для пеллетного цеха, — отметил Михаил Левкович. — Сегодня цена на наши пеллеты составляет 95—105 евро за тонну. Рассчитываем, что завод окупится за 5—6 лет.
 

Какие перспективы?
Сегодня польская фирма «Комерц» поставляет пеллетное оборудование для новых заводов в Беларуси, Румынии и Польше. Причем в последнем случае производство будет таким же, как и на строящемся заводе в Мозырском опытном лесхозе, — 5 тонн пеллет в час.
— Наше сотрудничество началось 9 лет назад с создания пеллетного производства в Бегомльском лесхозе, — рассказал «БЛГ» генеральный директор фирмы «Комерц» Славомир Краковский. — Мне кажется, за это время технологии ушли примерно на 30 лет вперед. Оборудование стало совершенно другим, линии полностью автоматизированы. Что касается Европы, то там проблема не в строительстве новых заводов, а в том, что уже не хватает сырья для производства гранул.
Гендиректор «Комерц» отметил, что строящийся завод в Мозырском опытном лесхозе станет самым лучшим и большим производством топливных гранул, которые сегодня имеются в отрасли. Здесь будет работать автоматическая линия по упаковке пеллет. Роботоукладчик будет складывать мешки на поддоны, а погрузчик — забирать готовые поддоны и грузить их покупателю.
— Пеллеты — это ценное экологическое топливо, спрос на которое постоянно растет. Поэтому я не думаю, что нужно бояться перенасыщения рынка, падения цены или чего-то еще, — считает Славомир Краковский. — К примеру, в Польше государство компенсирует домовладельцам до 80 % стоимости пеллетного котла. Поэтому топливные гранулы останутся востребованными.
Как отметил министр лесного хозяйства Виталий Дрожжа, новые пеллетные заводы уже принесли лесхозам первый миллион долларов выручки. По итогам года увеличение ожидается на уровне 15 млн долларов.
В ближайшее время в отрасли построят еще как минимум 6 таких заводов. Работа в этом направлении уже ведется: решены вопросы с земельными участками, ряд лесхозов произвел предоплату за оборудование.

Татьяна БИНДА
БЛГ, № 33 (1315) 13 АВГУСТА 2020

Добавить комментарий