М.Попков: Лесная политика Украины и текущее развитие лесного сектора (Швеция, 2006)

Этот доклад сделан на лесной секции Королевской академии наук в Швеции, во время учебной поездки в которой приняли участие многие руководители и авторитеты лесного хозяйства того периода. М.П.

Уважаемый председательствующий!  Уважаемые коллеги!  Друзья! Прежде всего, разрешите мне поблагодарить Правительство Швеции,  в лице СИДА  за многолетнюю помощь, которую оно оказывает Государственному комитету лесного хозяйства Украины в развитии и реформировании лесного сектора нашей страны.  Лесоводы Украины  благодарны сотрудникам  и экспертам фирмы РАМБОЛ, специалистам Национального лесного агенства Швеции, всем шведским лесоводам которые передавали и передают нам свои знания и опыт. Надеюсь, сотрудничество между нашими странами в лесном секторе будет продолжаться и развиваться.

Переходя к теме своего выступления,  коротко остановлюсь на общей характеристике лесов и лесного сектора Украины.

Украина крупная лесная держава. По объему заготовки древесины (15.2 млн.кбм) она занимает десятое, общей площади лесов (9.5 млн.га) — восьмое, растущему запасу стволовой древесины (1.7 млрд.кбм) — шестое место в Европе (сл.1.). Значительно хуже показатели относительной  лесообеспеченности страны. По площади и запасу растущего леса в пересчете на одного жителя она находится, соответственно, на 26 и 19 месте.

Для Украины характерна ярко выраженная  природная зональность. (сл.2), обуславливающая огромные различия в условиях лесовыращивания и лесообеспеченности.

Если в степном регионе, к которому относится третья часть территории страны, леса занимают от 3 до 5% общей территории, то в Карпатах покрытая лесом площадь варьирует от 40 до 50%. В этой связи, показатели лесообеспеченности в границах областей Украины различаются на два порядка. Если в Запорожской области  на одного жителя приходится  менее 3 кбм растущего запаса (не многим более, чем в Израиле), то в Закарпатской, — 160 кбм (это меньше, чем  в Скандинавских странах, , но больше, чем в  Австрии и Литве).

Сопоставление общего объем заготовки древесины с ее наличными ресурсами свидетельствует о низкой интенсивности лесопользования в Украине (сл.3). Ежегодно здесь заготавливается  менее 1% растущего запаса (в Швеции – 2.5%). Годичгный объем заготовки с одного  гектара  близок к 1.5 кбм, что значительно ниже, чем в большинстве стран Европы.

Интенсивность лесопользования в странах Европы

Цифрами на карте показан процент использования растущего запаса

Низкая интенсивность лесопользования обусловлена государственной политикой, которая ограничивает  рубки в лесах Украины и нацелена на быстрое увеличение числа заповедников и национальных парков.  Достаточно сказать, что более 50% лесов страны исключены из расчета главного пользования (сл.4).

Доля насаждений исключенных из эксплуатации в лесах Госкомлесхоза

Площадь заповедных территорий в Украине за годы независимости увеличилась в три раза и превысила 2.5 млн.га. Правительство планирует ускорить темпы заповедания и в последующие 15 лет создать 70 новых заповедников и национальных парков, общей площадью превышающих 2.2 млн.га.

Социологический опрос, проведенный в рамках украинско –шведского проекта, показал, что подавляющая часть населения поддерживает  данную политику. Однако лесоводы хорошо видят и ее негативные последствия, — старение и ухудшения качества древостоев исключенных из эксплуатации, рост объема рубок связанных с естественным распадом лесов и как следствие увеличение доли дровяной древесины в общем объеме заготовок.

Около 80 лет лесгое хозяйство Украины развивалось на базе исключительной государственной собственности на леса и средства производства. За это время страна пережила несколько разрушительных войн, претерпела значительные территориальные и демографические изменения. Связь между поколениями в значительной мере была утрачена, в связи с чем, вопрос  о реституции земель и лесов даже не обсуждался. С принятием в 2001 году Земельного Кодекса ситуация несколько изменилась,- де-юре, в Украине появились частные и коммунальные леса.  Согласно закона, в частную собственность могут передаваться участки леса площадью до 5 гектаров в составе  фермерских угодий, а также леса вновь созданные на приватизированных землях. В коммунальную собственности передаются лесные насаждения в границах населенных пунктов.   Процесс формирования частных и коммунальных лесов не завершен, однако, в соответствии с принятыми ограничениями, даже теоретически, площадь частных и коммунальных лесов  не может превысить 3-4%. Таким образом, в ближайшей перспективе государственная собственность на леса останется доминирующей.

Государственные леса предоставлены в постоянное пользование различным министерствам и ведомствам (сл.6).

Наибольшие площади лесов находятся в ведении Государственного комитета лесного хозяйства — 68% и Министерства аграрной политики — 17%. Около 0,8 млн га не предоставлены в пользование и расположены на землях запаса. Уровень ведения лесного хозяйства в лесах разного подчинения  различен. Оценка состояния лесов, статистика нелегальных рубок и пожаров свидетельствуют о том, что значительная часть лесов сельскохозяйственных предприятий и лесов на землях запаса находятся в неудовлетворительном состоянии.

Государственный комитет лесного хозяйства является центральным органом государственной исполнительной власти, отвечающим за управление лесами (сл.7).

Институциональная структура лесного сектора

Фактически на него возложена значительная часть нормативных и контрольных  функций  по отношению ко всем лесам страны. Помимо этого Госкомлесхоз, через свои областные управления  руководит более чем 300 лесными предприятиями ведущими лесное хозяйство, а также обеспечивающими его поступательное развитие (НИИ, Цент переподготовки кадров, техникумы). Государственные лесохозяйственные предприятия ответственны за весь комплекс лесохозяйственных работ – от посадки леса до проведения рубок главного пользования. Многие из них имеют мощности по первичной деревообработке. Основным источником дохода предприятий является продажа заготовленной древесины в круглом виде. Заготовка осуществляется собственными силами или контрактерами.  Фактом является то, что экономические показатели подавляющего большинства государственных лесных предприятий и системы Госкомлесхоза в целом имеют ярко выраженную положительную динамику (сл.8-9). Увеличиваются абсолютные и относительные показатели реализации продукции, растут налоговые отчисления и заработная плата работников. Должен заметить, что подобную динамику демонстрируют очень не многие сектора украинской экономики.

Лесопромышленная составляющая лесного сектора Украины в середине 90-х годов прежила глубочайший кризис, связанный с ошибками в ходе приватизации государственных предприятий, потерей традиционных рынков, изменением цен на энергоносители и транспорт. К настоящему времени  он фактически сформирован заново. В структуре лесопромышленного комплекса Украины можно выделить три  сегмента различающихся по форме собственности, размерам и направленности  производства:

  1. Частные, крупные и средние предприятия, специализирующиеся на производстве товаров из древесины (пиломатериалы, ДСП, ДВП, МДФ, шпон, фанера, паркет, столярные изделия), мебели, целлюлозно-бумажной продукции / 500-550 предприятий/.
  2. Лесопромышленные цеха в составе государственных лесохозяйственных предприятий ( около 250  цехов, из которых только 20 перерабатывают свыше 15 тыс. кбм пиловочника в год), в основном производящие пиломатериалы.
  3. Мелкие частные предприятия (7-7.5 тыс. предприятий) и предприниматели, занимающиеся лесопилением.

Крупный и средний бизнес в сфере переработки интенсивно развивается.. Темп ежегодного прироста объема производства в деревообрабатывающей и мебельной промышленности в последние 6 лет составляет от 20 до 28%. Общий объем иностранных инвестиций в деревообрабатывающую и мебельную промышленность оценивается в 130-150 млн.$.  На протяжении ряда лет его сдерживал неблагоприятный инвестиционный климат. В последний год отмечена явная тенденция к его улучшению, индикатором которой является появление на украинском рынке таких крупных инвесторов, как IKEA, TARCETT и другие.

Завершая краткий обзор лесного сектора останавлюсь на динамике внешней торговли (сл.10). За последние 8 лет совокупный экспорт древесины и лесопродукции с территории  Украина увеличился  более, чем в 5 раз. Это связано, с отсутствием спроса на лесопродукцию внутри страны и значительной разницей между внутренними и внешними ценами. В настоящее время объем экспорта стабилизировался, что связано с ростом спроса и повышением цен на внутреннем  рынке.

Наша поезда в Швецию и наш семинар посвещены вопросам разработки и реализации  лесной политики. Это не случайно. Национальная лесная политика является стратегией государства, относительно использования и воспроизводства лесов, а также организации управления ими в интересах всего народа. В том или ином виде она существует в любой стране, но в последние десятилетия ее принято ясно формулировать и оформлять в виде отдельного документа, принимаемого после всестороннего обсуждения на уровне Парламента. Такого документа Украина пока не имеет. Заменой ему являются  Национальная программа “Леса Украины”, Концепция развития лесного хозяйства Украины до 2015 года и Лесной Кодекс. Последние два документа приняты  в феврале-марте 2006 года.

Основные  стратегические идеи  названных документов сводятся к следующему:

  • Все леса находящиеся в государственной собственности, за исключением лесов обороны,  передаются в сферу управления Госкомлесхоза;
  • Пересматривается система деления лесов по целевому назначению и связанная с ней система ограничений лесопользования. В связи с этим, планируется значимо увеличить интенсивность лесопользования;
  • Осуществляется планомерный переход на выполнение лесозаготовительных и лесохозяйственных работ силами частных предприятий, работающих по контракту;
  • Лесоперобатывающие мощности в составе государственных лесных предприятий лишаются всех преимуществ по приобретению сырья. Создаются условия для их реструктаризации и приватизации;
  • Национальные стандарты ведения лесного хозяйства приводятся в соответствие с международными. Проводится сертификация государственных лесов;
  • Реализует широкомасштабная программа создания новых лесов с целью увеличить лесистость страны до 20%;
  • Изменяется система платы за лесные ресурсы и наплогообложения, с тем чтобы увеличить долю поступлений в местные бюджеты;

Кроме того, предусматривается

  • Проведение национальной инвентаризации лесов
  • Расширение продажи древесины на аукционах
  • Внедрение системы отслеживания цепочки движения лесопродукции с целью предотвращения нелегальных рубок
  • Развитие лесной инфраструктуры
  • Расширение и укрепление связей с общественностью
  • Совершенствование систем лесной науки и образования

Работы по данным направлениям, резко активизированы в 2005 году. Значимую помощь в их осуществлении Государственному комитету оказывает украинско-шведский проект. Только за последние 6 месяцев  проектом или при его активном участии:

  • Проведен  опрос общественного мнения  по проблемам лесного сектора
  • Подготовлена и успешно проведена акция направленная на вовлечение общественности в создание новых лесов;
  • Подготовлена и начата инвентаризация лесов в пилотном лесхозе;
  • Заложен ряд участков  демонстрирующих различные подходы к выращиванию сосновых и дубовых насаждений
  • Проведен ряд семинаров и учебных поездок

В заключение отмечу, что все шведские и очень многие украинские специалисты согласны с тем, что Украина должна сформулировать собственную национальную лесную политику и чем раньше, чем лучше. Почему же процесс ее разработки до сих пор не начат?   В течении данной поездки мы много спорим с коллегами по данному вопросу. Высказываются разные мнения, но большинство согласно с тем, предпосылкой для успешной разработки  национальной лесной политики являются:

  • Стабильный  общеполитический  курс государства
  • Стабильная профессиональная, конструктивная власть
  • Общественная поддержка
  • Политическая воля

Украина очень молодое государство и всего этого нам недостает.

Спасибо за внимание. Я готов ответить на любые ваши вопросы.

М.Попков

Похожие записи

Добавить комментарий