Экономика и финансы государственного лесного хозяйства Украины глазами разработчиков украинско-шведского лесного проекта (2000)

Полный отчет по первому году работы проекта слишком большой и плохо воспринимается из-за многоплановости поднятых проблем. Поэтому мы начинаем публиковать его главами, каждая из которых касается одной темы и одинаково структурирована: оценка текущей ситуации рекомендации по её улучшению. Исключением является эта глава, которая частично связна с предлагаемой проектом структурой управления, приведенной в главе 5. Я сохраняю нумерацию глав, чтобы не переделывать таблицы и рисунки, на которые в тексте есть ссылки. М.П.

6.1. Описание текущей ситуации

6.1.1. Оценка экономической ситуации в Украине

После десятилетнего спада в Украине в 1999 году наметились признаки стабилизации:

  • Спад валового внутреннего национального продукта был наименьшим за последние годы (0,4 %)
  • Объем промышленного производства увеличился на 4,3%, валовая добавочная стоимость – на 5,5%
  • Динамика потребительских цен на протяжении года была в прогнозируемых границах
  • Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования увеличилась на 2,9%
  • Значительно улучшился внешнеторговый баланс, при этом положительное сальдо равнялось 1,2 млрд. долларов США

Эти тенденции наблюдаются и в 2000 году.

Вместе с этим сохраняется сложным состояние в сфере государственных финансов.

  • Не снята с повестки дня наполнения бюджета и увеличения налоговой недоимки
  • Не удалось удержать в границах запланированного (1% ВНП) дефицит государственного бюджета, который в 1999 году составлял 1,5%.
  • Увеличился размер государственного долга. Государственный долг на 1 января 2000 года достиг 12,8 млрд долларов США, а с начала 1999 года его сумма выросла на 1 млрд. долларов США, или на 8,8%. Задолженность по облигациям внутреннего государственного займа (балансовая стоимость) составляла 11,4 млрд. гривень, что на 3,2 % больше чем в начале прошлого года.
  • Неотложная необходимость в займе средств для финансирования бюджетного дефицита значительно уменьшила возможности инвестирования экономики.

Все это в соединении с возрастанием объема денежной массы и денежной базы на протяжении прошлого года (соответственно на 40,5 и 39%) обусловило снижение официального обменного курса с 3,43 гривни за доллар США в начале года до 5,2 гривни в конце 1999 года.

Ухудшается финансовое положение предприятий. Более 50% общего количества предприятий остаются убыточными. Кредиторская и дебиторская задолженность предприятий значительно превысили величину ВНП, кредиты банковской системы только в незначительных объемах направляются в реальный сектор экономики.

Продолжается повышение официального уровня безработицы. На 1 января 2000 года он составлял 4,3%, а количество безработных – 1,2 млн. человек.

      Уровень жизни граждан продолжает снижаться: если в 1998 году реальные доходы населения уменьшились на 1,6%, что отвечало динамике ВНП, то на протяжении 1999 года этот показатель уменьшился на 10,9%, а ВНП – на 0,4%. Увеличивается разница в доходах самых богатых и самых бедных слоев населения с одновременным увеличением процента тех, кто пребывает за границей мало обеспеченности.

6.1.2 Дотации из госбюджета и доход

За отчётный период с 1996 по 1999 государственный бюджет выделил лесному сектору (через ГКЛХ)  58.8, 38.4, 23,8 и 14.0  млн долларов. Поступления в государственный бюджет от лесного сектора формировались, в основном, за счёт попённой  платы за указанный период и составили 13.8, 20.6, 14,3 and 7.3 млн долларов.

Без учёта налоговых платежей (которые не зависят от формы собственности на лес) национальный бюджет испытывал дефицит в результате того, что лесные операции являются государственной собственностью.

6.1.3 Лесхоз как центр прибыли

В настоящее время в Украине работают примерно 250 лесхозов с целью получения прибыли. Лесхоз отвечает за лесные операции от посадки до лесозаготовок. В большинстве случаев лесхоз имеет перерабатывающие мощности (лесопилка, столярка). Кроме того, лесхоз торгует древесиной на своём местном рынке.

В экономическом смысле лесхоз слишком мал, чтобы эффективно вести хозяйство. Лесхоз работает за счёт государственных дотаций (через ГКЛХ) и собственных средств за счёт лесных операций. Лесхоз по своему усмотрению размещает заработанные средства (инвестиции и другие цели). В большинстве случаев лесхозы работают с негативным результатом (порядка десяти лесхозов являются по настоящему прибыльными). Доля накладных расходов высока по сравнению с оборотом предприятия. На практике лесхозы не отчисляют ГКЛХ или в госбюджет деньги от прибыли. Кроме того, для прибыльных предприятий существует возможность использовать финансовой излишек для инвестирования своей деятельности.

ГКЛХ проводит аудит счетов лесхозов, контролируя материально-технические запасы, заключённые сделки и бухучёт.  На практике аудиторская проверка слаба из-за нехватки персонала, поэтому приоритет отдаётся рассмотрению серьёзных нарушений, способных повлечь за собой уголовное разбирательство. Кроме того, лесхозы проверяются налоговой инспекцией на предмет налоговой дисциплины. Насколько эффективна такая проверка судить трудно. В этой связи существует вероятность заключения нелегальных сделок, не поддающихся контролю.

Стратегия развития лесного сектора должна предусматривать разработку такой финансовой системы, которая бы позволила, с одной стороны, осуществлять эффективные финансовые операции, с другой,  надёжно отслеживать финансовые потоки.

6.2 Подразделения ГКЛХ

В разделе 5.4.3 предложена новая организационная структура ГКЛХ. Рекомендовано провести чёткое разграничение между контролирующими и коммерческими функциями ГКЛХ. Такое разграничение предложено оформить путём создания трёх независимых подразделений. Названия подразделений:

  • Государственное лесное предприятие (Предприятие);
  • Лесной департамент (Департамент);
  • Государственная лесная служба (Служба);
  • Государственное управление особо охранными лесами (Управление).

6.2.1 Финансовые цели и политика новых подразделений

Предприятие

Предприятие будет организовано как государственная акционерная компания в рамках соответствующего законодательства. Она будет управляться независимым Советом директоров, назначаемым владельцем (государством) и управляющим директором, назначаемым советом. Предприятие будет определять генеральное направление деятельности в соответствии с коммерческими принципами, направленными на получение максимально возможной годовой прибыли. Предприятие должно быть самоокупаемым и покрывать расходы на свою деятельность из общего дохода.

Только лишь для крупных инвестиций предприятие может искать дополнительные средства на рынке кредитов или финансироваться дополнительно государством.

Предприятие формирует фонд развития лесного хозяйства, основу которого составляет лесной доход. ГКЛХ отвечает за перераспределение средств фонда для финансирования деятельности Службы и Управления

Департамент

Департамент осуществляет чисто нормативные функции и не будет иметь дохода от своей деятельности. Он будет частично финансироваться за счёт госбюджета.

Лесная служба

Основной функцией государственной лесной службы и ее региональных (областных) представительств является надзор за соблюдением лесного и охотничьего законодательства в лесах страны. Кроме того ей целесообразно делегировать часть функций поддержки, таких как инвентаризация лесов и мониторинг, координация и частичное выполнение работ по охране и защите лесов, научные исследования (частично), среднетехническое образование и других. Она будет частично финансироваться за счёт госбюджета и частично за счет фонда развития лесного хозяйства.

Государственное управление особо охранными лесами

Государственное управление особо охраняемыми лесами, по предварительным расчетам, должно отвечать за ведение лесного хозяйства в восьми областях Степного региона и Крыму. Режим его работы предполагает бюджетное финансирование и во многом  аналогичен режиму,  существующему в настоящее время.

6.3. Государственное лесное предприятие

6.3.1 Организационная структура предприятия

Практически существует две юридические возможности организации предприятия.  Это может быть централизованно зарегистрированная холдинговая компания с принадлежащими ей дочерними компаниями. Дочерние компании на региональном уровне отвечают за находящиеся на их территории лесхозы. Каждая дочерняя компания имеет свой совет директоров, назначенный холдинговой компанией (владельцем) с управлением, назначаемым советом директоров. Дочерняя компания представляет собой центр прибыли на основе главных задач (финансы, лесное хозяйство, социальная сфера и т.д.), поставленных владельцем вне зависимости от каждодневных операций.

Альтернативным решением может стать создание единого юридического лица с офисом в центре и региональными подразделениями (внутренние центры прибыли), работающие с лесхозами. Предприятие будет иметь совет директоров, назначаемых владельцем, и систему управления, назначаемую советом директоров. Управленцы по поручению совета директоров назначают региональных менеджеров, которые отвечают за текущие операции подразделений. Подразделение будет представлять собой центр прибыли предприятия и отчитываться перед головным офисом. Подразделение в этой схеме соответствует дочерней компании в холдинговой схеме. Подразделение будет сформировано за счёт слияния нескольких лесхозов, которые будут представлять собой экономически оправданную единицу.

6.3.2 Бюджет, бухучёт и аудит

Дочернее предприятие станет центром прибыли для холдинговой компании. Оно станет  работать на основе годового бюджета, регламентирующий доходы, расходы, инвестиции, стоимость рубок и другие статьи, которые отражают деятельность предприятия. Бюджет составляется и утверждается в головном офисе (с визами руководства холдинговой компании) до начала финансового года.

Предприятие должно работать по единой системе бухучёта, которая позволит сравнить финансовые результаты всех дочерних предприятий. Для этого все дочерние предприятия должна следовать единой финансовой политике и планам счетов. Бухгалтерская система должна позволять отслеживать стоимость товаров и услуг для определения нерентабельных видов деятельности. Такая система даёт руководству объективную информацию о прибыльности предприятия и позволяет вовремя принимать стратегические решения о прекращении убыточной деятельности или введении новых видов прибыльной.

Необходимо внедрить эффективную систему аудита. Предприятие должно иметь систему внутреннего аудита в головном офисе (холдинговой компании), а также внешнего аудитора, представленного надёжной аудиторской фирмой. Внутренний аудит обеспечивает регулярный контроль за финансовой деятельностью дочерних предприятий на правильность оценки стоимости товаров и услуг, товарно-материальных запасов и недопустимости осуществления несанкционированных сделок. Кроме того, предприятие периодически должно пользоваться услугами зарубежных аудиторов, которые подтвердят соответствие деятельности предприятия международным стандартам.

6.3.3.Дивиденды и доход

Предприятие формирует фонд развития лесного хозяйства, основу которого составляет лесной доход. ГКЛХ отвечает за перераспределение средств фонда для финансирования деятельности Службы и Управления (рис 6.1)

Предприятие может оставить у себя часть или всю прибыль с целью укрепления своего финансового положения. Цель удержания прибыли у себя состоит в намерении встретить новый финансовый год с отрицательным результатом и\или иметь средства для дальнейшего развития предприятия. При обеих организационных формах размер дивидендов определяется владельцем на годовом общем собрании, когда обсуждаются результаты финансовой деятельности за отчётный период.

6.3.4 Арендная плата за пользование государственным лесным фондом

Предприятие в любой организационной форме будет использовать в своих операциях ценный актив (лес), который принадлежит третьему лицу (государству). Предприятие платит за это определённую ренту. Рента рассчитывается по различным методикам. Одна из формул расчитывается на основе совокупной стоимости всей продуктивных лесов, используемых предприятием. Арендная плата будет представлять собой определённый процент от стоимости (например 5%) с поправкой на инфляцию, ежегодно вносимый на счета владельца. Альтернативной формулой может служить используемая в настоящее время оплата за фактические лесозаготовки текущего года (попённая плата). Последняя формула более приемлема для предприятия, так как она непосредственно вытекает из фактических операций по лесозаготовке и менее зависит от ежегодных рыночных колебаний.

6.3.5 Сбыт лесной продукции

Необходимо разработать более эффективную систему и методы маркетинга и сбыта древесины и продуктов её переработки. (Схема движения лесопродукции по Украине в 1999 году приведена на рис. 6.2)

С помощью региональных центров прибыли станет возможным формировать товарные партии, что даст возможность привлечь больше потенциальных клиентов.  Сбыт продукции проходит через аукционы, которые организовываются несколько раз в году и на которые приглашаются заинтересованные покупатели. На аукционах выставляется на продажу, как хлысты, так и сортаменты. Цена на аукционах станет отправной при заключении сделок и будет использоваться в бухучёте

6.3.6 Охранные леса на территории предприятия

Предприятие будет отвечать за охранные леса, расположенные на его территории. Это неприбыльный вид деятельности. Однако из практических соображений целесообразно, чтобы предприятие отвечало за охранные леса на своей территории. Расширение охранных территорий ляжет бременем на бюджет предприятия, поэтому здесь не обойтись без дотаций. Необходимо определить стратегию в определении оптимального размера охранных территорий в виде процента от общей площади лесов предприятия. Если площадь охранных лесов не превышает установленного размера, то предприятие само ведёт охранную деятельность. Превышение такого размера предполагает дотации.

6.3.7 Условия работа и оплата персонала

Условия работы и оплата персонала предприятия (зарплата и прочие выгоды) должны быть ориентированы на рынок и определяться самим предприятием. Схема оплаты труда должна быть продумана таким образом, чтобы сотрудники были заинтересованы в улучшении экономических показателей работы предприятия. Финансовые результаты деятельности предприятия станут важным, но не единственным мерилом уровня оплаты труда. Необходимо учитывать и такие аспекты, как соответствие управленческим стандартам, взаимоотношение с клиентами и т.д. Система премий будет разработана после утверждения организационной структуры предприятия.

6.4. Лесной департамент

Департамент осуществляет чисто нормативные функции и не будет иметь дохода от своей деятельности. Он будет частично финансироваться за счёт госбюджета.

Генерального директора ведомства будет назначать правительство (ГКЛХ). Штатное расписание и зарплата будет регулироваться положением о государственном служащем.

6. 5. Государственная лесная служба

6.5.1 Финансирование службы

Основной функцией государственной лесной службы и ее региональных (областных) представительств является надзор за соблюдением лесного и охотничьего законодательства в лесах страны. Кроме того ей целесообразно делегировать часть функций поддержки, таких как инвентаризация лесов и мониторинг, координация и частичное выполнение работ по охране и защите лесов, научные исследования (частично), среднетехническое образование и других. Она будет частично финансироваться за счёт госбюджета и фонда развития лесного хозяйства.

6.5.2 Служба как государственное ведомство

В рамках конституции служба будет занимать такое же положение, как и ГКЛХ. Это предполагает, что генеральный директор будет назначаться правительством, а персонал иметь статус госслужащих. Кроме того, бухучёт и аудиторская проверка также будут регламентироваться государственными нормами. Всё это может привести к тому, что общие условия работы будут не достаточно гибкими и не успевать реагировать на изменения на рынке. Если в ходе работы выяснится, что коммерческая деятельность службы составит значительную часть от общей деятельности, тогда можно поставить вопрос об изменении статуса его деятельности в соответствии с конституцией, который бы больше отвечал его положению.

6.6. Государственное управление особо охранными лесами

Государственное управление особо охраняемыми лесами, по предварительным расчетам, должно отвечать за ведение лесного хозяйства в восьми областях Степного региона и Крыму. Режим его работы предполагает бюджетное финансирование и во многом  аналогичен режиму,  существующему в настоящее время.

6.7. Балансовый отчёт государственного лесного предприятия

 6.7.1 Активы предприятия

При организации предприятия и начале его деятельности правительство в лице ГКЛХ передаёт на его баланс все необходимые активы. Эти активы включают помещения под офисы, производственные мощности (лесопильные предприятия и столярные мастерские с соответствующим оборудованием), транспорт, технику для лесозаготовок и т.д. Сюда входит и часть территории, на которой располагаются производственные мощности. Лесные территории остаются собственностью государства. Оценка этих активов должна отразиться в балансовом отчёте предприятия в разделе активов.

6.7.2 Собственный капитал и пассивы предприятия

В разделе собственного капитала и пассивов появится сумма, соответствующая стоимости активов. Эта сумма будет разделена на две разных по характеру части: акционерный капитал и срочный кредит. Акционерный капитал должен составлять одну треть (предпочтительнее половину) от общей стоимости инвестированных активов. Оставшиеся две трети (или половина) составят сумму долгосрочного акционерного кредита. Выплата кредита будет зависеть от будущих прибылей предприятия и от необходимости  капиталовложений в свою деятельность.

6.7.3 Займы предприятия

Предприятие будет вести свою деятельность на коммерческих принципах и стремиться к самоокупаемости. Текущие операционные расходы должны покрываться за счёт дохода от деятельности. Краткосрочное превышение кредитного лимита может быть неизбежным для уравновешивания колебаний наличности.  Более крупные инвестиции для поддержания и расширения своей деятельности не всегда возможны за счёт текущего дохода (только в случае накопления прибыли в течение нескольких лет). Для крупных капиталовложений предприятие может мобилизовать капитал на международном финансовом рынке. До тех пор, пока предприятие не приобретёт на рынке надёжную репутацию платёжеспособного клиента, собственник (государство) будет поддерживать его. Это может осуществляться в форме правительственных гарантий при получении займа или вливание нового капитала через акционерный капитал или кредит.

6.8. Рынок древесины и лесопродукции

            В условиях плановой экономики Советского Союза потребности Украины в древесине и продуктах ее переработки в значительной мере (на 60-70% в пересчете на круглый лес) удовлетворялись  за счет лесных ресурсов России и Беларуси.  Поставка древесины потребителям осуществлялась в соответствии с плановыми заданиями по фиксированным ценам, уровень которых не отражал ее фактической стоимости. Внутренний рынок древесины практически отсутствовал. Экспорт осуществлялся централизованной  организацией союзного подчинения.

Ситуация коренным образом изменилась в 1991 году, после выхода Украины из состава СССР. Переход от распределительной экономики к рыночной вызвал ряд принципиальных  изменений в хозяйственном механизме лесного сектора Украины. Важнейшим из них явился отказ от государственной монополии на экспорт лесопродукции, в том числе и древесины в круглом виде. В результате и государственные лесохозяйственные предприятия и представители частного бизнеса получили возможность выхода на внешний рынок. Приватизация предприятий лесопромышленного комплекса Украины, а также других производств потребляющих древесину (угольная промышленность, строительство и др.), проводимая на фоне углубляющегося экономического кризиса и коренного изменения условий хозяйствования, привела к значительному снижению объемов их производства. Как результат резко упал платежеспособный спрос на древесину на внутреннем рынке. Финансовое положение лесохозяйственных предприятий в значительной мере стало определяться возможностью реализации продукции на внешних рынках, объемы которой стали закономерно увеличиваться (табл.6.1.).

            В 1999 году появились признаки оживления экономики страны, сопровождающиеся ростом спроса на древесину и продукцию деревопереработки на внутреннем рынке. Однако до настоящего времени уровень цен внешнего и внутреннего рынка на аналогичную продукцию значительно различается (рис.6.3.).

Очевидно, что финансовое положение лесохозяйственных предприятий и отрасли в целом прямо зависит от возможности реализации заготавливаемой древесины и продуктов ее переработки. В связи с этим, изучение современной ситуации на лесных рынках становится одним из приоритетов хозяйственной и управленческой деятельности.

6.8.1. Рынок круглого леса

Экспорт. В  1999 году с территории Украины было экспортировано около  1,2 млн. кбм круглого леса на сумму 55,6  млн. долларов США. Это на 46,5% больше, чем в 1998 году.

В таблице 6.2  приведены данные, позволяющие получить общее представление о распределении  экспортеров и импортеров украинской древесины по величине продаж-покупок в долларах США. В 1998 году в экспорте круглого леса с территории Украины приняло участие более 700, а в 1999 – более 1000 субъектов, подавляющее большинство которых представляет частный бизнес. Международная торговля привлекла частные предприятия самой разной специализации: от футбольных клубов, фермерских кооперативов и судоремонтных заводов  до валютных магазинов и  специализированных  лесоперерабатывающих производств. В западных областях заметные объемы древесины продаются физическими лицами. Однако, в ходе дальнейшего анализа эта категория продавцов отдельно не выделяется, а учитывается в составе  частного сектора. Государственные экспортеры более, чем на 99% представлены  предприятиями и производственными объединениями  системы Госкомлесхоза Украины. На долю учреждений и предприятий иного подчинения, — заповедники Министерства охраны окружающей среды, военные лесхозы, приходится менее 1% валютной выручки от экспорта. В ходе дальнейшего изложения сравниваются две категории экспортеров, — предприятия и объединения системы ГКЛХ и  «другие экспортеры»,  более чем 90% представленные частными фирмами. По количеству, государственных экспортеров круглого леса в четыре раза меньше, чем частных. Однако в среднем они работают более эффективно: в 1999 году средний доход от экспортных поставок одного предприятия ГКЛХ превысил 100 тыс.$, тогда как для других фирм  этот показатель был около 45 тыс.$,  физических  лиц –18 тыс.$. Следует отметить опережающий рост поставок, осуществляемых физическими лицами. Их  объем  в 1999 году увеличился почти в 6 раз. Число фирм импортирующих круглый лес близко к  общему количеству число экспортеров. Среди них также преобладают мелкие покупатели, ограничивающиеся приобретением 1-3 машин круглого леса. Предприятия ГКЛХ стремятся к развитию  торгового сотрудничество с крупными покупателями, однако этот процесс идет достаточно медленно.

В объеме экспорта круглого леса, доля предприятий  ГКЛХ, которые своими силами заготовили более 70% общего объема древесины, составила 34%. Анализ территориальных закономерностей экспортной торговли показывает (рис.6.5), что успехи частного бизнеса определяются его преимуществом в экспорте круглого леса из приграничных областей западной части страны (39.1% общего объема продаж), столицы Украины города Киева (12.4%) и областей, имеющих  портовые города на побережье Черного моря (6.5%).

Основными покупателями круглого  леса являются фирмы Словакии (16,2%), Турции (11,7%), Польши (11,4%) и Австрии (8.8%). Существуют явные различия в ориентации экспорта между предприятиями ГКЛХ и другими украинскими экспортерами. Государственные предприятия занимают лидирующее положение по поставкам на рынки Австрии, Германии, Болгарии, частные доминируют  на рынках  Турции, Чехии и Венгрии. Значительная часть фирм покупающих украинскую древесину перепродает ее в третьи страны и (или) другим фирмам. Доля реэкспорта  в 1998 –1999 годах составляла более 20% от общего объема экспортных продаж.

Экспортный рынок круглого леса  динамично развивается. В 1999 году (по отношению к 1998 году)  выросли объемы продаж украинской древесины в Словакию (почти в два раза) и Польшу (на 50%), одновременно сократились поставки в Болгарию (на 45%), Беларусь (20%) и Турцию (8%). Для предприятий системы ГКЛХ эти изменения еще более значительны.

            В сортиментной структуре экспорта преобладает пиловочник (более 700 тыс.кбм) и технологическое сырье (более 600 тыс.кбм ). Объемы поставок балансов и строительного леса не значительны. Структура экспорта, в ценовом выражении показана на рисунке 6.4. Основной объем валютных поступлений (более 70%) обеспечивает торговля пиловочником. Маломерная и низкокачественная древесина продается значительно хуже. Характерно, что доля выручки от продажи технологического сырья, балансов и строительного леса в 1999 году уменьшилась.

Наблюдаются существенные различия в структуре  экспорта государственных и частных предприятий. Если гослесхозы экспортируют достаточно широкий спектр сортиментов, то частные поставщики специализируются на продаже пиловочника. В этой связи цена обезличенного кубометра продаваемого частными предприятиями  заметно выше. В 1999 году отмечена явная тенденция увеличения доли государственных лесохозяйственных предприятий в экспорте круглого леса, прежде всего пиловочника и технологического сырья.  Так, если в целом по стране  доходы от экспорта пиловочника выросли на 53% при незначительном падении цены обезличенного кубометра (на 8%), то по системе ГКЛХ  доходы возросли почти на 90%, при значительном (на 18%) увеличении средней цены за кубический метр продаваемого пиловочника.

Породная структура экспорта имеет ярко выраженные региональные особенности. Частные фирмы лидируют по поставкам ели, пихты, бука, а также редких твердолиственных пород, таких как черешня, ясень, орех, клен-явор. На долю гослесхозов приходятся основные объемы экспорта сосны, ольхи и березы. В 1999 году  государственные лесхозы и частные фирмы экспортировали приблизительно равные объемы дубовой древесины, однако на долю частных фирм пришлось более  60% полученных при этом валютных  поступлений. Это объясняется более высоким качеством продаваемых сортиментов.

Внутренний рынок. Из-за отсутствия информации, в настоящее время  нет возможности оценить ситуацию на внутреннем рынке древесины в целом. Однако, по данным ГКЛХ можно сделать некоторые предварительные выводы:

  • На внутренний рынок попадает лесопродукция, которую по тем или иным причинам не удается продать на экспорт;
  • В основном продается пиловочник  хвойных пород с почти равным распределениям по сортам, и пиловочник твердолиственных 3 сорта;
  • На технологическое сырье приходится около 25% объема проданной древесины;
  • Спрос на балансы остается незначительным. Однако, в последнее время заметно выросли объемы прдаж крепежного леса, который покупают шахты Донбаса;
  • Продажа дров носит сезонный характер. В последние месяцы года на эту категорию продукции приходится около 30% общего объема проданной древесины;
  • Цены на внутреннем рынке постепенно увеличиваются, однако еще значительно отстают от экспортных цен на аналогичные сортименты.

Импорт. В общем объеме импорта лесопродукции круглый лес занимает лишь 7.6%. В 1999 году  на Украину завезено 70,4 тыс. кбм на сумму 3,8 млн долларов США. В основном в Украину импортируется пиловочник (96,8%). Основная его часть приходится на березовый фанерный кряж, который покупает в России фирма Одек (Ровно), производящая фанеру для поставок в Нидерланды, и хвойный пиловочник, поставляемый из России и Беларуси для крупных предприятий востока Украины (Криворожский железобетонный комбинат 13,2%, шахта «Комсомолец Донбасса» — 6%, Фанплит — 6,4%, Криворожсталь 5,4% и т.д.)

            Средняя цена импортируемых товаров в среднем на 10% ниже экспортных цен, но значительно выше цен внутреннего рынка.

6.8.2. Рынок обработанных лесоматериалов

Экспорт. В 1999 году обработанных лесоматериалов было экспортировано на сумму около 70 млн долларов США (54,6% суммарного экспорта лесопродукции в денежном выражении). Доля предприятий ГКЛХ составила 17.3%. По сравнению с 1998 годом экспорт заметно увеличился (на 20 млн. долларов США), в том числе по ГКЛХ более, чем на 10 млн.$. В сделках по продаже лесоматериалов было задействовано  более 2000 продавцов и 2500 покупателей. Более половины из них продали (или купили) продукции на сумму менее 10 тыс.$. Только 3 фирмы продали и 6 купили лесопродукции на сумму более 1 млн.$.

 Лидером в экспорте лесопродукции в целом по Украине является Закарпатская (около 17 млн долларов или 25% общего объема экспорта), а по системе  ГКЛХ  Житомирская область ( около  2,5 млн. $) (рис.6.5.).

Основные покупатели — Германия (17,7%) и Венгрия (12,5%). Для предприятий ГКЛХ доля фирм – покупателей из Германии значительно выше (около 55%). В 1999 году отмечено заметное увеличение поставок в Германию, Нидерланды и, особенно, в Турцию. Доля реэкспорта при торговле лесоматериалами составляет 33%. Этот показатель сильно варьирует для различных стран и фирм.

            В структуре экспорта по Украине в целом  преобладают пиломатериалы /доски/ (35%), мебельные заготовки (21%), фанера (14%), брус (9%).  Предприятия  ГКЛХ  в основном поставляют мебельные заготовки (64%), палеты (17%) и пиломатериалы (13% от общей цены).  По сравнению с 1998 годом увеличилась доля экспорта шпал и бруса (предприятия ГКЛХ данную продукцию почти не экспортируют), палет, ламели, пиломатериалов, мебельных заготовок и прочих продуктов переработки (сувенирных изделий, комплектующих и т.д.). Одновременно упал экспорт продукции глубокой переработки, — древесных плит, паркета, столярных изделий.

Импорт. В импорте преобладают древесно-стружечные (30%) и древесно-волокнистые  плиты (13%), пиломатериалы (15%), шпалы (6.5%) и прочая лесопродукция /валики, вешалки, древесная мука и т.д./ (13% общего объема импорта в ценовом выражении).

            Средние цены импортируемой лесопродукции (в среднем без учета породы, сортности и условий поставки) примерно на 30% меньше экспортных. Исключение составляют ДСП, шпалы и заготовки пиленые средняя цена которых больше экспортной. Основные импортеры лесопродукции – Россия, Беларусь, Польша.  

            Следует подчеркнуть, что лесное хозяйство и лесопереработка – немногие виды деятельности, имеющие в Украине положительное соотношение между экспортом и импортом (рис.6.6 и 6.7.).

Рис. 6.6. Структура экспорта и импорта лесопродукции в 1999 году, $

Оценивая ситуацию в целом, следует признать, что лесные рынки Украины, как внутренний, так и внешние находятся в стадии формирования. На этом этапе торговля лесопродукцией имеет ряд особенностей, которые в целом снижают ее экономическую эффективность:

  • Как на внешнем, так и на внутреннем рынке спрос на низкокачественную и маломерную древесину (технологическое сырье, балансы, пиловочник 3 сорта и т.п) значительно ниже, чем имеющиеся возможности ее заготовки и продажи;
  • Украинские продавцы древесины  представлены предприятиями, которые в состоянии предложить относительно не большие объемы продукции. Это затрудняет или исключает контакт с крупными западными кампаниями, заинтересованными в больших и постоянных поставках. Отсутствие крупных продавцов, прежде всего,  ухудшает возможности торговли древесиной, используемой для глубокой переработки в целлюлозно-бумажной и плитной промышленности;
  • Украинские продавцы не имеют опыта торговли, плохо знают конъюнктуру, требования и традиции западных рынков. Стандарты действующие в Украине не соответствуют западным;
  • На экспортном рынке  украинской лесопродукции, как со стороны продавцов, так и со стороны покупателей, велика доля посредников. Этому способствует значительная разница между внутренними и экспортными ценами, а также   сложные  для  западного покупателя условия  торговли;
  • отсутствуют или слабо развиты аналитические и информационные службы, анализирующие состояние рынка лесопродукции, которые являются обязательным элементом цивилизованного рынка. По сути, информация об экспортной торговле фрагментарна и мало доступна, а о внутреннем рынке отсутствует.

6.9 Влияние на окружающую среду

В процессе работы группа Экономика и финансы не уделяла особого внимания вопросам охраны окружающей среды.  Основной целью группы была разработка основы для развития прибыльного лесного сектора. Вообще говоря, прибыльное лесное хозяйство является основной предпосылкой для охраны ключевых мест произрастания и устойчивого лесоуправления. При неприбыльном лесном хозяйстве существует тенденция запаздывания с проведением рубок ухода в молодых насаждениях и одновременно слишком ранняя вырубка ценных насаждений. С этой точки зрения общее улучшение экономической ситуации в секторе окажет положительное влияние на природоохранные и экологические аспекты ведения хозяйства.

С социальной точки зрения, предложенные изменения организационной структуры Государственного Комитета лесного хозяйства может иметь как положительные, так и отрицательные стороны. В настоящий момент по европейским стандартам ГКЛХ имеет огромное количество работников. Увеличение прибыльности неминуемо повлечет за собой совершенствование организационной структуры, и как результат – сокращение рабочих мест. Для уменьшения негативного социального влияния, сокращение штатов необходимо проводить постепенно.

Нужно отметить, что текущий уровень зарплат в секторе очень низок и при увеличении прибыльности необходимо будет их увеличить.

6.10. Пути повышения экономической эффективности лесного хозяйства

Целесообразно наметить следующие пути повышения экономической эффективности лесного хозяйства:

1. Укрупнение собственности (создание лесной государственной компании) :

  • Улучшит возможности торговли (сбыт индустриальной и высококачественной древесины, крупные покупатели)
  • Улучшит возможности использования имеющихся мщностей переработки
  • Создаст условия для инвестиций в техническое перевооружение и инфраструктуру
  • Даст возможность поддержать предприятия, реализующие функцию поддержки

2.Отказ от бюджетного финансирования компании, передача функций сбора платы за ресурсы ГКЛХ

  • Ликвидирует встречные денежные потоки
  • Позволит выровнять условия хозяйствования и повысить уровень мотивации
  • Обеспечит рост инвестиций

3. Развитие торговли

  • Маркетинг (уменьшение числа посредников)
  • Совершенствование форм торговли (аукционы, продажи у дороги, дифференциация сделок по уровням управления)
  • Переход на европейские стандарты
  • Обучение
  • Обеспечение равных условий приобретения сырья (конкуренция)

4. Снижение затрат

  • Повышение эффективности труда и снижение численности
  • Развитие системы выполнения работ по контрактам
  • Укрупнение производственных единиц
  • Уменьшение числа иерархических уровней (мастера, лесники)

5.Создание стимулов

6. Совершенствование системы учета лесопродукции, бухгалтерского учета, экономического анализа и планирования. Борьба с воровством

П.Бевский,, М.Нордберг, М. Попков М., С.Олунд

Похожие записи

Добавить комментарий